Многонациональный Самарский край

Формирование этнически смешанного населения Самарского края XVII-XIX вв.

Современное население Самарской области представляет собой много-национальную общность, сложившуюся в основном к концу XIX века в ре-зультате движения разнородных миграционных потоков на аграрно-осваиваемую в ХVII-ХIХ веках территорию России.

FrgmKartyOlearyNach17vbКо времени присоединения Среднего Поволжья к Российскому госу-дарству (ХVI век) оно было окраиной, где до середины ХVII века не суще-ствовало оседлого земледельческого населения. Хозяевами территорий се-вернее рек Самары и Кинеля были кочевые башкиры, южнее – ногаи. Южнее, в степях Прикаспия, кочевали киргиз-кайсаки (генетически связанные с ка-захским этносом). В начале ХVII века в Поволжье из Западной Монголии (Джунгарии) прибыли джунгары - ойраты - предки современных калмыков.

Прежде всего, российскому правительству пришлось урегулировать отношения с кочующими в пределах Самарского края (в будущем тер-ритории Бугульминского, Бугурусланского и Бузулукского уездов Самарской губернии) башкирами.

KartaZakamskoyLineОсенью 1554 года западные башкиры добровольно приняли российское подданство. С обеих сторон были выставлены определенные условия: баш-киры обязались платить ясак пушниной и медом, московские власти в свою очередь признавали вотчинное право башкир на занимаемые ими земли «от Самарского устья по обеим сторонам реки Кинеля и впадающим в неё рекам, в которых всяких зверей, яко то выдр, бобров, куниц и рыбы довольственно бывает». На этих землях запрещалось селиться русским крестьянам, так как «башкиры платят в казну ясаку по пяти рублей каждый, от чего казне нема-лый интерес произойти может».

karta 1По мере продвижения земледельческого населения на башкирские зем-ли в социально-экономическом развитии башкирского этноса произошли су-щественные изменения. Увеличение плотности населения исключало воз-можность ведения кочевого скотоводческого хозяйства. Уменьшение площа-дей пастбищ и лугов заставляло обитателей края переходить к интенсивному сенокошению, стойловому животноводству, земледелию.

karta 2karta 3Изменился и характер землевладения. Внутри башкирского общества происходило социальное расслоение. Земли постепенно переходили в руки отдельных лиц - башкирских феодалов. Самыми большими привилегиями пользовались тарханы - представители башкирской знати, обязавшиеся слу-жить Российскому государству. Пришлые люди из мордвы, чувашей, татар были вынуждены принимать условия владения землей, выдвигавшиеся баш-кирами: довольно распространенным становилось поселение за оброк, име-лись факты покупки, аренды. С этими обстоятельствами связано появление особых групп припущенников на башкирские земли – бобылей - выходцев из финноязычных мари, мордвы, удмуртов и тептярей - выходцев из татар.

Правительственным указом 1736 года после подавления башкирских восстаний была разрешена покупка башкирских земель, началась их распродажа и раздаривание российскому дворянству. С этим связано продвижение многочисленных групп башкир на юго-запад с принадлежавших им тер-риторий - к вершинам рек Иргиз, Каралык и Камелик и образование, таким образом, иргизо-камеликской группы башкир в пределах Самарского края.

karta 4Российскому правительству пришлось налаживать отношения и с дру-гими кочевниками, считавшими себя хозяевами земель, находившихся в непосредственной близости к реке Волге – ногайцами. Строительство крепо-сти Самары в излучине Волги в 1586 году обеспокоило ногайского князя Уруса: «Чтобы твоим государевым городам на Уфе и Самаре не быти». Отве-том ногайцам на такое заявление явилась грамота русского царя Федора Иоанновича, где говорилось: «Чтобы никакой казак, ни вор на ваши улусы не приходил, того для и город поставили на Самаре». Строительство крепо-сти в «Самарском урочище» при впадении реки Самары в Волгу по указу царя Федора Иоанновича было поручено алатырскому воеводе князю Григо-рию Осифовичу Засекину.

В организации крепости проявилась дальновидность первого воеводы: город был построен на высоком правом берегу реки Самары, на самом вид-ном месте, за пределами «Самарского урочища», отсюда гарнизон мог успешно контролировать передвижение кочевников. К середине XVII века Волга пробила себе новый путь - прямо под городские стены.

KartKrepSamarGuriaynovПостроенная крепость являлась типичным для средневековья городом: внутри «кремля» размещались усадьбы воеводы и «начальных» людей; зда-ния съезжей избы и тюрьмы, складов, житниц и т.д. Духовным центром яв-лялся Храм Пресвятой и Живоначальной Троицы. За стенами кремля обу-страивался посад.

Основателя Самары князя Г.О. Засекина сменили в начале лета 1587 года Федором Елчаниновым.

В соответствии с назначением крепости сложилось и её население, «со-ставившееся из выходцев со всех концов России, свободно здесь селившихся, обязанных только нести на своем коште царскую службу против ордынцев до Сызрани и Саратова».

Основание города на левобережье Волги ещё не означало окончатель-ного закрепления края за Российским государством. Не случайно селения Самарского уезда находились на правой стороне Волги, а город оставался единственным на левобережье до 30-х годов ХVII века. Ногаи не раз пыта-лись уничтожить Самару, но это им не удалось.

С ногаями пришлось столкнуться калмыкам, появившимся в Поволжье из Западной Монголии в 30-х годах ХVII века. Результатом одного из много-численных столкновений в 1634 году стало подчинение части ногайцев кал-мыкам, остальные ногаи были вынуждены отойти на правый берег Волги. С этого времени калмыки оставались почти единственными обитателями лево-бережных земель.

NachaloTitulFon2Неоднократные попытки калмыков «осадить» Самару закончились в середине ХVII века их присягой «быть под высокой царскою рукою, чтобы им, калмыкам, давали довольный торг в государевых городах, а войною им на государевы города и уезды не приходить».

Четко обрисовать границы кочевий калмыков и башкир невозможно: «Область, орошаемая реками Большим и Малым Иргизами, была местом, где они по временам встречались и вместе кочевали». П.И. Рычков в 1762 году писал: «С одной стороны за Самарою рекою летнею порою отныне лет сорок кочевывали калмыки немалым людством, а с другой стороны вверх по рекам Самаре, по Кинелю и по впадающим в них речкам бывали башкирские дачи от города Самары не весьма далеко».

Аграрное освоение Самарского края начиналось с правобережных тер-риторий Самарской Луки. Начало этому процессу положили монастыри - проводники политики Российского государства, в XVI-XVII веках пользо-вавшиеся значительными льготами. Вслед за получением разрешения на лов рыбы в бассейне Волги монастыри приобрели возможность организации се-лений и перевода в них зависимых крестьян из других районов России.

Так, возникшие в 30-годах XVII века на речке Усолке, где «бьют соля-ные ключи», солеварни купца Надеи Светешникова в 1660 году по распоря-жению государя Алексея Михайловича были отданы «с варницы и с варниш-ными заводы и со крестьяны и с бобыли и с рыбными ловлями и со всякими угодьями» центральному Савво-Сторожевскому монастырю. В 1699 году мо-настырю принадлежали село Жигулевка, три слободы и две слободки, дерев-ни Теплая и Яблонная.

Русские сёла Рождествено, Ильинское, деревня Выползово, мордовские и чувашские деревни Шелехметская, Торновская, Борковская и Чуракаевка находились к концу XVII века в ведении Самарского Спасо-Преображенского монастыря.

Ряд селений на Самарской Луке, в их числе Ермаково и Кольцово, бы-ли связаны с казачьими атаманами, с «понизовой вольницей», спускавшейся по Волге до Самары и Саратова.

Самарское Заволжье, в отличие от правобережной территории, к сере-дине ХVII века представляло собой район, где не существовало земледельче-ского населения.

Аграрное освоение Самарского края осуществлялось различными кате-гориями населения, в разное время, с последовательным охватом районов края в направлении с севера на юг тремя путями: военно-правительственным, вотчинно-дворянским и вольно-крестьянским.

prirodaДля царского правительства, крайне заинтересованного в наиболее эф-фективном использовании плодородных степных пространств Заволжья, ко-чевники представлялись населением, препятствовавшим аграрному освоению края. Поэтому первые мероприятия правительства в XVII веке были связаны с организацией на данной территории крепостей и оборонительных линий.

Первой сторожевой линией, которая обеспечивала возможность про-движения земледельческого населения в северные районы Самарского За-волжья, явилась Закамская черта, построенная в 1652-1656 годах от Белого Яра на Волге через Ерыклинск, Тиинск, Новошешминск, Заинск, Мензелинск до реки Ик (приток Камы).

Население крепостей составили «городовые служилые люди» из раз-ных городов внутренней России, бывшие гарантом относительно спокойного существования земледельческих селений, возникавших в пределах Закамской оборонительной линии.

В 1706 году недалеко от Самары возник пригород Алексеевск. По ука-зу Петра I «переведенным на житьё в новопостроенный город, что на Кинеле реке разных чинов людям было велено отвести по пятидесяти четвертей в поле, а в двух потому ж и сенных покосов 300 копен человеку, коею землею те переведенцы в том пригороде и владение имели». Назначение крепости состояло в том, чтобы прикрывать с востока ближайшие подступы к Самаре: укрепление было выстроено на высоком холме, при слиянии рек Кинеля и Самарки.

Роль города - крепости играл и основанный в XVIII веке при Петре I Сергиевск. В горах по берегам реки Сок и впадающих в него рек Сургута и Шунгута были богатые месторождения серы. В 1703 году здесь был построен серный завод, действовавший до 1720 года и переведенный позже в Жигу-левские горы. Крепость Сергиевск и возникший рядом Ново-Сергиевск (ныне город Серноводск) оставались оборонительными пунктами на реке Сок.

Массовое заселение Самарского Заволжья связано со строительством в 30-х годах XVIII века Ново-закамской оборонительной линии. «Начиналась эта линия неподалеку от Алексеевска, близ того места, где река Кинель в ре-ку Самару впала. При начале её сделан редут, который назван Кинельским. Отсюда ведена она прямо на реку Сок, к тому месту, где с правой стороны по течению сей реки впала в неё Кондурча - река; тут на левой стороне по тече-нию первая крепость построена и названа Красноярской. Отсюда же лежит она вверх по реке Соку, оставляя сию реку в левой стороне до пригорода Сергиевска». На реке Сок были построены редут Хорошенький, фельдшанец Чернореченский, два редута при речке Орлянке, а третий - напротив приго-рода Сергиевска. Здесь линия переходила через реку Сок, оставляя Сергиевск в левой, а реку Сок в правой стороне. Далее она шла вдоль реки Кондурча, пересекая в дальнейшем реки Черемшан, Шешму. Около реки Кичуй Ново-закамская линия соединялась со Старо-Закамской.

Проводя колонизационную политику, царское правительство одновре-менно укрепляло границы и на юго-востоке, приступив с 1736 года к строи-тельству Самарско-Оренбургскай линии. Начиналась она от города Самары и шла на юго-восток к Оренбургу вдоль реки Самары. Здесь были построены крепости: Красносамарская, Борская, Ольшанская, Бузулукская, Тоцкая, Со-рочинская, Тевкелев Брод или Новосергиевская.

С постройкой Оренбургской линии отпала необходимость содержания государственных служилых людей в крепостях Ново-Закамской линии, и их перевели в новопостроенные селения. Таким образом, в 30-годах XVIII века в крепостях Старой и Ново-Закамской линий произошло значительное сокра-щение населения. Оставшиеся земли дарились и распродавались отставным солдатам и российскому дворянству.

Изначально формировался пестрый в этническом отношении состав

населения осваиваемого края. В целях закрепления новых территорий за Рос-сийским государством правительство направляло сюда в первую очередь русских переселенцев, однако в формировании военно-служилого населения крепостей участвовали и представители других народов - мордвы, татар, чу-вашей. В крепости Ново- Закамской оборонительной линии в ХVП веке пра-вительством была поселена и польская шляхта, перешедшая на сторону Рос-сии.

Возникновение различных социально-этнических категорий населения в районе оборонительных линий в ХVП - начале ХVIII веков было связано с приходом людей на службу государству и поселением на принадлежавших башкирам землях. Так, появились служилые новокрещены из татар; татары-мишари, служившие в крепостях, нередко обозначались как мещеряки; под-селенцы на башкирские земли на определенных условиях зависимости от башкир - выходцы из мордвы, вотяков (удмуртов), черемис (мари) называ-лись бобылями, представители татарского этноса в подобных условиях име-новались тептярями.

Всё осевшее на оборонительных линиях население - наделенные за службу землями конные стрельцы, казаки, бывшие дворцовые крестьяне из русских, мордвы, чувашей, а также татары-общинники - было отнесено в начале XVIII века к категории государственных крестьян-однодворцев.

По упоминаемым в источниках «симбирцам, атемарцам, темниковцам, казанцам, чалнинцам, алатырцам» можно судить о районах выхода пересе-ленцев - ими явились правобережье Волги и нижнее Прикамье.

Строительство оборонительных линий и ликвидация вотчинных прав башкир после 1736 года открыли возможность для массового освоения зе-мель по рекам Кондурче, Сок, Кинель, Самаре. Земли в северных районах нынешней Самарской области между Старой и Новой Закамскими линиями, от реки Черемшан на севере до реки Самары на юге, были отведены под доб-ровольное поселение отставных военных и ландмилиции. При этом пересе-ленцы из утративших военное значение Закамских пригородов имели только наследственные права на отведенные им земли - ни закладывать, ни прода-вать, ни отдавать в приданое их не разрешалось. Этим предполагалось со-здать в крае значительную массу земледельцев, которые были бы одновре-менно и земледельцами, и воинами.

Значительная часть Заволжья по указу правительства от 15 февраля 1745 года перешла в ведомство Ставропольского калмыцкого войска. Этому предшествовали следующие обстоятельства. Часть калмыков, кочевавших в Закамских просторах, приняли православную религию и российское поддан-ство. В.Н. Татищев, будучи начальником Оренбургской комиссии, по совме-стительству возглавил калмыцкую комиссию, на которую возлагалась обя-занность поселить калмыков так, чтобы они впоследствии приобщались к оседлому образу жизни и православной религии.

В 1738 году «при истоке Куньей Воложки, против Жигулевских гор, где кругом вниз и вверх довольно лугов и сенных покосов» был построен для калмыков город Ставрополь («город креста» с греч.).

На территории «от устья реки Черемшан вниз по Волге до деревни Ца-ревщины и до дач, принадлежавших ландмилицким солдатам Красноярской крепости, а поперек - вверх по реке Кондурче до Чалнинской дороги, по ко-торой шёл тракт из пригорода Сергиевска в Казань» возникли селения, нахо-дившиеся на территории нынешних Ставропольского, Сергиевского, Кош-кинского и Елховского районов Самарской области.

Крещеные калмыки были приравнены к разряду казаков. Они несли во-енную службу, охраняя и защищая пограничную линию. С 1739 года прави-тельство начало селить русских служилых людей в слободах около Ставро-поля с целью «обучения калмыков русскому быту».

Поселение калмыков в Заволжье осуществлялось насильственным ме-тодом с введением казачьего управления, без учета особенностей их быта, обычаев, традиций и сложившегося веками кочевого образа жизни. Именно поэтому мероприятия по переводу калмыков на оседлость не увенчались успехом. С 1760 года стали учащаться побеги калмыков из Ставрополя и со-седних слобод. В 70-е годы XVIII века значительная их часть отошла за пре-делы не только Самарского края, но и Заволжья в целом. В 1842 году ставро-польские калмыки были переведены в состав Оренбургского казачьего вой-ска. Территорию Самарского края покинули последние калмыцкие кибитки.

К заселению Оренбургской оборонительной линии правительство при-влекало и украинцев-переселенцев из-под Харькова и Полтавы, однако эта практика не получила широкого развития по причине больших трудностей при переселении и организации жизни в степях. С волной миграции с Украи-ны связано образование Кинель-Черкасской слободы в 1744 году.

Другим путем аграрного освоения Самарского края было образование крупных земельных вотчин. Проводником государственной политики явля-лось дворянство. Конец XVII - начало XVIII веков ознаменовались в России ростом помещичьего землевладения в условиях абсолютизации государ-ственной власти. Вследствие этого неизбежно возникала необходимость освоения новых земельных пространств: в Заволжье начинались распродажа и раздача государственных и дворцовых земель в поместья и вотчины.

Так, в первые годы ХVIII века по распоряжению Петра I земли к югу от реки Самары были отданы в вотчинное владение боярину Головину, дворя-нам Борисову, Петровскому, Карелину, Горшевскому, Глинскому, Неклюдо-ву, Алехновскому, подполковнику Опреву.

Соляные варницы в Усолье, находившиеся во владении Савво-Сторожевского монастыря, в 1710 году вместе со всеми монастырскими се-лениями на правой стороне Волги, а в Заволжье - с землями будущей Борков-ской волости, на которой и был построен город Ставрополь, были отданы на правах вотчины А.Д. Меньшикову. Это владение меняло своих хозяев с 1730 по 1768 годы, а затем было подарено Екатериной II пяти братьям Орловым. В состав имения Орловых вошли многочисленные селения и на луговой сто-роне ниже города Самары.

Заинтересованное в усилении дворянства, царское правительство щед-ро раздавало последним свободные земли и селения, существовавшие в рай-

оне бывших оборонительных линий, вместе с крестьянами и отставными солдатами, попавшими, таким образом, в крепостную зависимость. Здесь по-мещики основывали и новые селения, переводя в них крестьян из других ре-гионов России.

«Экономические примечания к Генеральному межеванию» (конец ХVIII – начало XIX веков) фиксировали в районе бывшей Ново-Закамской черты, вдоль реки Сок многочисленные владения дворян Стромиловых, Алашеева, Тархановой, Степановых, Пименовых, Кноринга, Голицына; крупных владельцев заволжских земель - князей Долгоруковых, Держави-ных, Аксаковых.

Рост помещичьего землевладения на юго-востоке Самарского края усилился после ликвидации вотчинных прав башкир на их земли (1736 год). Здесь сформировались крупные владения А.Н. Зубова, Я.А. Тоузакова, дина-стий Толстых, Богдановых, Тимашевых, Куроедовых, Осоргиных, Обуховых.

В целом к началу XIX века в пяти уездах будущей Самарской губернии - Бу-гульминском, Бугурусланском, Бузулукском, Самарском и Ставропольском - насчитывалось 275 помещичьих селений, в которых проживало 82642 кре-стьянина.

Одновременно с заселением территорий, прилегающих к оборонитель-ным линиям, и мирным освоением края помещиками с зависимыми от них крестьянами в ХVIII веке происходило движение в край вольных переселен-цев. В основном это были земледельцы из внутренних районов России, стре-мившиеся за Волгу в поисках свободных земель. Этот путь можно считать третьим и самым значительным по количеству переселенцев в процессе фор-мирования этнически смешанного населения Самарского края. Вольное засе-ление обеспечивало массовое освоение Заволжья аграрным способом, окон-чательное включение данного региона в сферу влияния российского государ-ства.

Переселениям людей в Самарский край способствовали и другие об-стоятельства: правительственная реформа начала ХVIII века, вводившая по-душную подать в соответствии с первой ревизией населения (1718-1719 го-ды), голод в России 1733 года, лашманская повинность, обязывавшая нерус-ское население Поволжья и Приуралья «рубить, тесать и вывозить корабель-ный лес без оплаты»; государственная политика христианизации «иновер-цев».

Закреплению на заволжских землях беглого люда способствовала, ли-бо, наоборот, препятствовала государственная система «сыска» беглых, ко-торая менялась на протяжении ХVIII века в соответствии с потребностями в заселении определенных территорий. Так, указы 1740-х годов легализовали поселения мигрантов, направлявшихся в Оренбургский край, «являя одну из волн мощного потока вольно-народных поселений», благодаря чему в крепо-сти Самарско-Оренбургской линии было записано несколько тысяч человек, бежавших до ревизии 1719 года и неположенных в подушный оклад.

Основными районами выхода переселенцев на раннем этапе являлись северные и северо-западные районы Поволжья и Приуралья. Со второй поло-

вины ХVIII века значительные потоки мигрантов начали прибывать из Пен-зенского, Саратовского и Тамбовского краев. С 30-х годов ХVIII века напро-тив Саратова были поселены солевозы - малороссы с Украины - черкассы. Все эти переселения коснулись и Самарского края.

К концу ХVIII века определился этнический состав населения региона. Все три выше обозначенных пути формирования этнокультурной общности Самарского края изначально характеризовались многонациональностью и одновременностью движения русских, украинцев, мордвы, татар, чувашей.

Во второй половине ХVIII века Екатерина II для освоения южных сара-товских степей пригласила старообрядцев, отведя под эти цели земли по ре-кам Большой и Сухой Иргиз. Были приглашены также немцы, основавшие в короткий срок более 140 немецких колоний напротив Саратова.

В ХVII-ХVIII веках переселенцы основывали национальные селения, однако с ростом плотности населения в Заволжье четко обозначалась тен-денция к дисперсному (чересполосному) расселению и формированию двух-, трёх- и более национальных смешанных поселений. ХVII-ХVIII века отмече-ны в Поволжье ростом численности русских ясачных крестьян - социальной категории, возникшей в результате подселения русских в инонациональные селения.

В XIX веке в поволжской деревне происходило разорение крестьян-ства. Это привело к значительным миграциям внутри Самарской губернии - из плотно населенных северных районов крестьяне двигались в южные, ме-нее населенные. Но основной контингент переселенцев на юг Самарского Поволжья составляли выходцы из других регионов России.

Этнический состав населения Самарской губернии в XIX веке опреде-лялся так, что большинство жителей составляли русские, за ними шли морд-ва, татары и чуваши. Русское население проживало по всей губернии и явля-лось преобладающим во всех уездах, кроме Бугульминского.

В культурном плане Самарский край сформировался как сложнейший регион, где в непосредственном контакте оказались этносы, представляющие различные языковые группы: славянскую, тюркскую, финно-угорскую, гер-манскую.

Разнообразной оказалась и конфессиональная принадлежность населе-ния: русские, мордва, чуваши, немцы, украинцы, поляки исповедовали хри-стианство. Большая часть тюркских народов были мусульманами. Среди чу-вашей и мордвы Самарского края сохранялись языческие общины как след-ствие противодействия политике христианизации нерусского населения. К концу XIX века в Самаре появились также и небольшие иудейские общины.

В процессе совместного труда, приспособления к местным природно-климатическим условиям, в результате взаимовлияния культур к началу XX века наметились тенденции к единению различных социокультурных групп, составивших региональную общность.