Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

БАШКИРЫ

В Самарской области проживает 7 290 человек (2010 год)

Самоназвание – башкорт.

BashkirDom1Численность и расселение. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, численность башкир в Российской Федерации составляет 1 584,5 тыс. человек, из них в Республике Башкортостан – 1 172,3 тыс. человек, Челябинской области – 162,5 тыс. человек, остальные расселены небольшими группами в 23 субъектах Российской Федерации. За пределами России башкиры живут в Казахстане (17,3 тыс. человек), Украине (4,3 тыс. человек), Туркмении (3,8 тыс. человек), Узбекистане (3,7 тыс. челоыек), Киргизии (1,1 тыс. человек), Белоруссии, Латвии, Таджикистане, Эстонии и Литве.

Антропологический тип – субуральский, светлый европеоидный.

Родной язык – башкирский, относится к тюркским языкам. Письменность на основе кириллицы.

Традиционная религия – ислам суннитского толка (ханафитского мазхаба).

Этнические группы - зауральские, иргизо-камеликские, камско-икские, оренбургские, пермские башкиры.

Этногенез и история заселения. Ядро древнебашкирского этноса составили тюркоязычные племена, являвшиеся в основной своей массе выходцами из Саяно–Алтайского нагорья и Центральной Азии. В течение длительного времени они кочевали на территории Средней Азии и Казахстана, входили в состав ранних тюркских военно–политических объединений, вступали в сложные этнокультурные взаимодействия. В IX–X веках древние башкиры оказались на территории Урало–Поволжья. Центром их расселения становится, в основном, Бугульминская возвышенность. Значительная часть местного финно-угорского и ираноязычного населения была ассимилирована древними башкирами. Включения в состав башкир продолжались и в последующие периоды.

В XIII веке башкиры подвергаются монгольскому завоеванию и попадают под власть Золотой Орды. В этот период в состав башкир вливаются некоторые булгарские, кыпчакские и монгольские племена.

BashkirDom2SamanПосле распада Золотой Орды часть башкир попадает под власть Казанского ханства, часть оказывается в зависимости от Сибирского ханства и Ногайской Орды. Большинство башкир добровольно вошло в состав Русского государства в 1557 году. Некоторые восточные башкирские племена присоединились к России позднее – в конце XVI – начале XVII века. В связи с колонизацией башкирских земель народами Поволжья в башкирскую этническую среду проникают новые элементы, происходит ассимиляция части башкир в составе татар, русских и т.д.

Территория современной Самарской области была знакома башкирам издавна – об этом свидетельствуют как предания самих местных башкир, так и исторические источники. Первым достоверным свидетельством пребывания башкир в Самарском крае являются записи известного арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, являвшегося секретарем посольства багдадского халифа Муктадира в Волжскую Булгарию в 921–922 годах. Автор, в частности, указал, что, переправившись через реку Кюнджюлю (Кондурчу), посольство вступило в страну башкир.

На основании сведений Ибн–Фадлана можно сделать вывод о том, что на рубеже I–II тыс. н.э. степи Самарского края являлись западной окраиной башкирских кочевий.

Монгольское нашествие 30-х годов XIII века приводит к резкому сокращению кочевых маршрутов башкир. Край входит в состав Золотой Орды. Башкиры были оттеснены к северу, а в самарские степи с востока и юга проникают кипчаки. Окончательное сокращение башкирских кочевий происходит в результате походов среднеазиатского правителя Тимура на Золотую Орду в конце XIV века. В 1391 году на реке Кондурче состоялась грандиозная битва между войсками Тимура и золотоордынского хана Тохтамыша. В этой битве на стороне последнего участвовали многие народы, в том числе башкиры. Тохтамыш потерпел поражение. Сама битва на Кондурче, последовавшая за ней война, а также междоусобицы вызвали миграцию населения. Башкиры окончательно уходят в горные и лесные районы Урала, а самарские степи пустеют, превращаются в «дикое поле», которое используют после распада Золотой Орды в качестве летних пастбищ преимущественно ногайцы.

После вхождения края в состав Русского государства и ухода основной массы ногайцев на юг (в Нижнее Поволжье, на Северный Кавказ, в Приазовье) некоторые башкирские племена начинают возвращаться на территорию современной Самарской области. Из исторических документов известно, что в XVII–начале XVIII века отдельные группы башкир регулярно наведывались в район Большого Иргиза, в основном, для охоты на бобров. Однако в этот период постоянных башкирских поселений на территории края не было. Во многом это объясняется тем, что обстановка здесь продолжала оставаться напряженной. В XVII веке в крае появляются калмыки, с которыми у башкир нередко происходили столкновения из-за кочевых угодий. Неспокойная обстановка сохранялась вплоть до 1771 году, когда основная масса калмыков откочевала в Джунгарию, покинув российские пределы.

В конце XVIII века на территории края появляются постоянные башкирские поселения. Наиболее важными причинами оседания в этих местах башкир послужили, наряду с уходом калмыков, интенсивная колонизация Башкирии и подавление народных восстаний. Многие башкирские семьи вынуждены были покинуть родные места и переселиться в более спокойные и безопасные районы, в частности, в степи Самарского Заволжья.

NadvorPostroikyПервое постоянное башкирское поселение на юго–востоке современной Самарской области – деревня Муратшино – возникло в 1797 году.

В настоящее время башкиры компактно проживают в Большеглушицком (731 человек) и Большечерниговском (1796 человек) районах. Там расположились башкирские поселения Муратшино, Таш–Кустьяново, Имелеево, Кочкиновка, Денгизбаево, Утекаево, Кинзягулово, Хасьяново, Иргизский. Кроме того, башкиры живут в соседних населенных пунктах вместе с русскими, татарами, казахами, чувашами и другими народами. Башкиры Самарской и Саратовской областей получили в историко–этнографической литературе название иргизо–камеликских – по именам рек Большой Иргиз и Камелик.

Исключительное разнообразие представляет собой родоплеменной состав башкир Самарской области. Наиболее распространенными среди местного населения являются родовые подразделения кыпсак и бурзян, о чем свидетельствуют бытующие у самарских башкир названия поселений Кыпсак (официальное название - Имелеево) и Бурзян (официаольное название - Утекаево). Встречаются и такие родовые подразделения, как усерган, тангаур, табын и др. Кроме того, местное население делится на «старых» (переселившихся сюда в XVIII веке и ранее) и «новых» (переселившихся в XIX веке) башкир (последних еще называют «чижинцами»). В языке «старых» и «новых» башкир имеются определенные различия.

Самарская область является родиной многих известных представителей башкирской интеллигенции. Родом из самарских башкир были некоторые государственные и общественные деятели: народный поэт Башкирской АССР Рашит Нигмати, писатель, нарком просвещения Губайдулла Давлетшин, министр просвещения БАССР, заслуженный учитель РСФСР Фатима Мустафина. Навечно вписала свое имя в золотой фонд башкирской литературы выдающаяся писательница, лауреат государственной премии им. С.Юлаева, автор романа «Иргиз» Хадия Давлетшина, родившаяся и выросшая в селе Хасьяново Большечерниговского района. Сегодня в Большечерниговском районе этой писательнице поставлен памятник.

В годы Великой Отечественной войны многие башкиры Самарской области ушли на фронт. Уроженец Муратшино кадровый офицер Мухсим Габсаттарович Идрисов прошел всю войну, участвовал во многих сражениях, был награжден орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I и II степеней, двумя орденами Красной Звезды и многими медалями.

Типы поселений. В средние века у башкир существовало два типа аулов: аймаки — поселения родовых подразделений, и аулы соседской территориальной общины. Кроме аулов (деревень), у башкир существовали следующие выселки, хутора, кочевья. В конце XVIII — первой половине XIX века происходит стабилизация башкирских поселений и завершается формирование их в аулы, имеющие каждый одну, две и более улиц.

Типы жилья. Традиционным башкирским жилищем в условиях кочевого быта являлась войлочная юрта. Наибольшее распространение получил тюркский тип юрты с полусферическим верхом. Она делилась на две половины: мужскую, располагавшуюся слева от входа (там хранились такие вещи, как оружие, упряжь, постельные принадлежности), и женскую – справа от входа (там находились продукты, а также разная хозяйственная утварь). Половины были отделены друг от друга занавесом из ткани. В центре юрты располагался очаг, а над ним находилось дымовое отверстие. Пол застилался коврами, а стены завешивались разноцветной материей. Самарские башкиры при длительном сохранении выездов на летние пастбища использовали юрты в качестве временного кочевого жилища.

В связи с переходом к оседлости постоянным типом башкирского жилища становится изба. У самарских башкир, живших среди обширных степей, в прошлом преобладали дома, сложенные из саманного кирпича или дерна. Из этих же материалов были построены и некоторые мечети. Деревянные избы являлись большой редкостью, в них жили богатые люди.

Саманный кирпич изготовлялся следующим образом: в глиняный раствор для прочности и вязкости добавляли солому, а полученный материал помещали в специальный дощатый короб без дна и верха и высушивали.

Саманные дома ставили на камень – плитняк или на землю, без фундамента. Пол в таких избах углублялся и обмазывался глиной, стены изнутри и снаружи также обмазывали глиной, а затем белили. Крыша домов была плоской или слегка покатой, на жердевой или плетневой основе, она располагалась на два-три самана выше настила потолка, часто обсыпалась землей. Дома были однокамерные, иногда с пристроенными сенями. В качестве топлива раньше широко использовали кизяк. Его формовали в виде кирпичей, высушивали на солнце и складывали в кучки в виде пирамидок с оставлением просветов.

Деревянные избы в башкирских поселениях сегодня, как и раньше, встречаются очень редко из–за отсутствия в этих местах лесных массивов. В настоящее время в башкирских населенных пунктах можно увидеть много домов современного типа, построенных из кирпича или бетона.

К основным принадлежностям внутри дома относились нары, которые вплоть до середины ХХ века делали из глины. Затем на смену им пришли нары из дерева, которые устанавливали на подпорки, сделанные также из дерева. Нары имели широкое применение: на них ели и спали. В одном углу на нарах стоял сундук, на который аккуратно складывали горкой свернутые одеяла, подушки, тюфяки, паласы, чепраки. Для прочности и красоты все это перетягивалось нарядной лентой. Сегодня нары сохранились лишь в некоторых домах, в кухонной части, но там они не утратили своих функций. И сейчас некоторые пожилые люди предпочитают нары кроватям.

Большую роль в организации башкирского интерьера в прошлом играла печь, дававшая тепло и уют обитателям дома. Наиболее распространенной формой печи раньше являлась каминная печь (сувал). Позже на смену ей пришла русская печь в соединении с плитой, снабженной дополнительной топкой. И сегодня печь играет большую роль в организации интерьерного пространства, хотя в домах современного типа проведено газовое отопление с водяным обогревом жилого пространства.

Традиционное хозяйство и промыслы. Долгое время башкиры вели полукочевой образ жизни, их основными занятиями были скотоводство и охота. После присоединения к России начинается активный процесс перехода их к оседлости, хотя некоторые группы башкир продолжали выезжать на свои летние кочевки вплоть до начала ХХ столетия.

В прошлом основу традиционного хозяйства самарских башкир составляло животноводство. Этому способствовали бескрайние степи с хорошим травостоем и обилием водных источников. И сегодня животноводство играет большую роль в хозяйстве башкир Самарской области – они разводят лошадей, овец, коз, коров. До второй половины ХХ столетия башкиры держали и верблюдов (в основном, двугорбых). В связи с переходом башкир к земледелию верблюдов стали использовать на полевых работах (запрягали в плуг или в косилку) до распространения в крае средств механизации.

Значительную роль в хозяйстве играла также охота. Ловили крупных и мелких зверей с помощью разнообразных средств. Сидя на выносливых лошадях, охотники гоняли по глубокому снегу волков и лис, а затем убивали этих хищников охотничьими булавами и железными цепями. Таким же способом охотились когда–то на сайгаков и диких лошадей – тарпанов. Позднее на смену дубинам и цепям пришли ружья. На крупных зверей охотились также с помощью собак. Капканы и петли обычно использовали для ловли небольших зверей: зайца, бобра, выдры, барсука.

Под влиянием земледельческих народов (русских, украинцев и др.), а также в результате административной политики башкиры постепенно перешли к земледелию и огородничеству: выращивают пшеницу, рожь, ячмень, сеют картофель, морковь и т.д. К началу ХХ века завершается переход к комплексному земледелию, а полукочевое скотоводство уступает место пастушескому.

Значительное развитие у башкир получили домашние промыслы и ремесло. Обработка дерева, кожи, шерсти, изготовление тканей, одежды, обуви, войлока являлись важным дополнением в хозяйстве, служившим для потребления самих производителей.