Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

УЗБЕКИ

В Самарской области проживает 11 242 человека (2010 год)

Самоназвание - узбек,озбак, устаревшее русское название – сарты.

1656 СТАРИК_С_РЕБЕНКОМ_БУХАРА_УЗБЕКИ_ФОТОАРХИВ_РЭМЧисленность и расселение. Общая численность узбеков в мире – около 29 млн. человек. Являются основным и коренным населением Узбекистана (23,0 млн. человек), достаточно большое количество узбеков живут в северном Афганистане, Таджикистане, Казахстане, Киргизии, Туркмении. Значительные группы узбекских трудовых, экономических и политических мигрантов живут в США, Турции, Украине, странах ЕС. Численность узбеков в Российской Федерации составляет 300 тыс. человек.

Антропологический тип. Узбеки - метисная группа между европеоидной и монголоидной расами. Среди современных узбеков преобладают памиро-ферганский тип европеоидной расы с примесью монголоидных элементов. В целом доля монголоидных элементов у узбеков выше по сравнению с таджиками, но лишь в отдельных группах монголоидный элемент становится если не господствующим, то по крайней мере численно равнозначным европеоидному.

Родной язык. Узбекский язык относится к карлукской подгруппе тюркской группы Алтайской языковой семьи.

Традиционная религия – ислам суннитскоготолка.

Этнические группы - кураминцы, мангиты, кунградцы, локайцы, дурмены, минги, юзы, барласы, катаганцы, карлуки и другие.

Этногенез и история заселения Самарской области. Процесс формирования современного узбекского народа протекал на степных пространствах севера Средней Азии и Казахстана, а также в земледельческих областях Ферганы, Зеравшанской, Кашка-Дарьинской и Сурхан-Дарьинской долин, а также Хорезмского и Ташкентского оазисов.

Современные узбеки являются потомками как минимум трех этнических общностей: дешти-кипчакских кочевых узбеков, в основной своей массе мигрировавших в регион Средней Азии в начале XVI века; примкнувших к ним местных тюркских племен и родов из числа так называемых чагатайских, а также огузских тюркских племен и родов; сартов, состоящих из оседлого тюркоязычного, преимущественно городского населения смешанного тюрко-персидского происхождения и не обладающее своей обособленной родоплеменной структурой.

1659 МОЛОДАЯ_ЖЕНЩИНА_УЗБЕКИ_САРТЫ_ФОТОАРХИВ_РЭМПервая и вторая группы численно преобладали, населяя равно как степные территории так и города и крупные селения и исторически обладавшее большим политическим весом (большинство ханов Кокандского и Хивинского ханства а также Бухарского эмирата были из представителей узбекских родов). Представители третьей группы населяла исключительно большинство городов и крупных селений.

Каждая из этих групп, а в особенности первая и вторая, в свою очередь разделялась на множество родов и племен, постоянно конкурировавших между собой. Часто эта конкуренция переходила в длительную межродовую вражду. После завоевания среднеазиатских государственных образований со стороны России в XIX веке процесс национальной консолидации представителей всех трех групп значительно усилился. Они подразделялись на оседлых - жителей городов и земледельческих селений и скотоводов - кочевников или полукочевников, сохранявших деление на племена и роды. Первые называли себя по наименовании местности, где они проживали: ташкентцы, кокандцы, хивинцы бухарцы, самаркандцы и т.д., вторые и третьи - в соответствии с родоплеменной принадлежностью: кураминцы, мангиты, кунградцы, локайцы, дурмены, минги, юзы, барласы, катаганцы, карлуки и так далее.

Узбекские купцы издавна приезжали в Самару по торговым делам. Однако вплоть до Второй мировой войны их число в Самарской области было незначительным, не превышающим нескольких десятков человек.

В голодные 20-е годы голодающие самарцы находили работу и пищу в Узбекистане. Самарский писатель А.С.Неверов написал повесть «Ташкент-город хлебный», где рассказывал о верности дружбе и товариществе, которые были характерны для простых людей - русских и узбеков.

Репрессии 30-х годов затронули и самарских узбеков. В «Белой книге» Самарской области обозначены, к примеру, Абдулаев Джура, который родился в 1905 году в кишлаке Якка-Тулат (Узбекистан), проживал в Куйбышеве. Узбек, беспартийный, без определенного места работы. Был арестован 1 июля 1938 г. по ст. ст. 58-7 (вредительство), 58-10 (контрреволюционная пропаганда или агитация), 58-11 (контрреволюционная организационная деятельность). Постановлением Управления НКВД по Куйбышевской области от 25 сентября 1938 г. уголовное дело прекращено за недоказанностью обвинения.

Были и такие уроженцы Узбекистана, которых знала вся область. Так, много десятилетий работал в Самарской медицинской академии доцент кафедры биологии, кандидат биологических наук Рустам Бахиджанович Юсупов.

В послевоенный период в связи с бурным развитием индустрии Самарского края сюда стали направляться трудовые ресурсы из различных регионов Советского Союза, в том числе из Узбекской республики.

В последние годы узбеки являются основной группой трудовых мигрантов – более 60 тыс. человек ежегодно приезжают на заработки в Самарскую область.

12232vТипы поселений. В Самарской области не сложились сельские поселения узбеков, в архитектуре городов также не прослеживается влияние узбекской культуры.

В конце XIX в. старые узбекские города еще сохраняли средневековую планировку и представляли собой сложную сеть узких пыльных улиц и переулков, выходивших к крепости правителя или к площади-базару. Улицы делили город на кварталы, которые были его основными административными, территориальными и общественными единицами. Каждый квартал имел свою мечеть, состоявшее при ней духовенство зорко наблюдало за религиозно-нравственной жизнью его жителей. Квартал по существу являлся замкнутой соседской общиной, исторически сформировавшейся по территориально-родственному, этническому или профессиональному признаку. Главным местом общественной жизни в городе был базар, который в установленные дни притягивал к себе не только население ближайшей округи, но и жителей отдаленных кишлаков.

Старые узбекские поселения (кишлаки) обычно состояли из кривых и узких улиц, вдоль которых строились дома без окон, окруженные глинобитными стенами. Все окна, как жилых помещений, так и хозяйственных построек, выходили только во двор. Большие кишлаки, так же, как и города, разделялись на махалли (гузар, каум), объединенные вокруг одной мечети.

Типы жилья и его внутренней планировки. Отдельные группы помимо зимних глиняных хижин, ставили во дворе юрту или шалаш как летнее жилище (капа). Некоторые же, осевшие в горных, прохладных районах (издавна воздвигали более крепкие постройки из камня, а также своеобразные юрты (ўтов).

В более обеспеченных узбекских семьях помещения в доме разделялись на две части – ичкари (внутренняя), для детей и женщин, и ташкари (мехмонхона), более красиво и богато обставленная часть для гостей. Планировка жилых домов большинства семей, которая зависела от количества ее членов, включала в себя айван (навес), хозяйственное помещение и скотный двор, туалет во дворе.

Испокон веков основными стройматериалами служили глина (пахса), кирпич (сырой или жженый), глиняные катыши круглой или овальной формы (гувала), лес (в основном тополь и ива), для штукатурки – глина и солома. В прошлом из жженого кирпича строились, главным образом, медресе и мечети, бани и дворцы, дома для зажиточных людей и чиновников. Стены и крыши большинства построек покрывались штукатуркой из глины и соломы, а более богатые хозяева использовали алебастр, которым красочно орнаментировали стены домов. В начале прошлого столетия дома строились без фундамента, лишь в некоторых местах под фундамент использовали камни или жженый кирпич, а там, где были близки подпочвенные воды или солончак, под пахсовые стены стлали камыш или рогожу. Обычно пол жилых помещений был земляным, на уровне самого участка, утрамбованным или обмазанным глиной с соломой, а в отдельных, более обеспеченных семьях его покрывали жженым кирпичом.

Почти во всех двухрядных каркасных домах узбеков вдоль стен находились прямоугольные или аркообразные портальные ниши, в которых размещались различная домашняя утварь, посуда и постельные принадлежности.

В прошлом во многихузбекских домах средством отопления служил сандал, представляющий собой низкий квадратный столик, который ставился над небольшим углублением в земляном полу с горящими углями. Зимой сандал покрывали большим одеялом, а сверху – скатертью. Человек, усаживаясь за столик зимой, для согревания укрывал руки и ноги одеялом. Нередко члены семьи ложились спать вокруг сандала, также укрываясь одеялом.

Традиционное хозяйство и промыслы. Основой хозяйства узбеков, оседло живших на орошаемых землях, издревле было земледелие. Узбекские крестьяне - дехкане выращивали пшеницу и ячмень, рис, просо, сорго (джугару), бобовые и масличные культуры, лен и хлопчатник, занимались бахчеводством, садоводством и виноградарством. Из зерновых особо ценным считался рис, разведение которого на территории Средней Азии имело давнюю традицию. Его выращивали на заливных полях, террасах, в районах, где имелось достаточное количество воды.

До середины XIX в. зерновые культуры были основными на орошаемых землях, с этого времени их посевы стали сокращаться и к концу столетия основной культурой в земледелии узбеков стал хлопчатник. Расширение посевов хлопчатника было связано с увеличением спроса на него на мировом рынке и освоением новых высокопродуктивных сортов.

У тех групп узбеков, которые жили на границе оазисов и степи или степных и полустепных районов, ведущей отраслью хозяйства являлось скотоводство. Его основным направлением было овцеводство. Занятие овцеводством считалось почетным и более престижным, чем занятие земледелием. С ориентацией на рынок разводили и другие виды скота: коз, рабочих волов, лошадей и верблюдов.

Переработка продукции, получаемой от земледелия и скотоводства, частично производилась в крестьянском хозяйстве и занимались этим обычно женщины. Они изготовляли хлопковую, шерстяную и шелковую пряжу, ткали простые, шерстяные и хлопчатобумажные ткани, ковры и паласы, валяли войлоки и т.п

Для городского ремесла были характерны чрезвычайная дробность специализации и высокий уровень мастерства, что обеспечивало добротность продукции, а в ряде отраслей и ее большие художественные достоинства. В городском ремесле металлургия была представлена корпорациями кузнецов, литейщиков чугуна, медников, литейщиков бронзы, ювелиров, оружейников, ножовщиков, жестянщиков и др.; производство тканей - корпорациями, которые специализировались на подготовке сырья (шелкомотальщики), изготовлении различных видов ткани (хлопчатобумажные, шелковые, полушелковые, бархат) и ее дополнительной отделке (красильщики, синильщики, отбеливатели, набойщики, лощильщики и др.); деревообработка - корпорациями плотников, токарей, столяров - специалистов по изготовлению арб, деревянных деталей юрт и домов, дверей, седел, ткацких и прядильных станков, гребней и т.д. Существовали специализированные корпорации гончаров, кожевников, портных, сапожников, хлебопекарей и кондитеров.