Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

АЗЕРБАЙДЖАНЦЫ

В Самарской области проживает 14 093 человек (2010 год)

Самоназвание - azerbaycanlılar, azerilər.

Исполнение азербайжданского_танцаЧисленность и расселение. Сведения о численности азербайджанцев крайне противоречивы (от 29 до 40 млн. человек), и этому есть объективные и субъективные причины. Лишь малая часть нации проживает в Азербайджанской Республике – это примерно 8,5 млн. человек. В четырех провинциях Ирана (Западный Азербайджан, Восточный Азербайджан, Зенджан, в северных районах провинции Гилян, на западе провинции Меркези, в восточных районах провинции Курдистан, на севере и востоке провинции Хамадан, на западе провинции Газвин) проживает от 20 до 30 млн. азербайджанцев. Кроме того, азербайджанцы живут в России (боле 603 тысяч человек), Грузии, Турции, Ираке, практически во всех странах Европы, в США и Канаде. Всего азербайджанцы проживают более чем в двадцати странах мира.

Антропологический тип. По антропологическому типу азербайджанцы относятся к каспийскому подтипу европеоидной расы.

Родной язык. Основной язык – азербайджанский (относится к огузской группе тюркских языков). Литературные памятники на азербайджанском языке, которые дошли до наших дней, относятся к XIII веку. Это - принадлежащие Гасаноглу лирические стихи в жанре «газель», написанные на основе арабской графики. Арабская графика существовала в Азербайджане после принятия ислама с VII века. С 1940 по 1991 год советские азербайджанцы пользовались кириллицей. С 1992 года азербайджанцы вернулись к латинице, которой пользовались с 1929 по 1939 годы. Современный литературный язык сложился в XIX веке на основе бакинско-шемахинского диалекта и староазербайджанского языка.

Литература азербайджанского народа имеет свою богатую тысячелетнюю историю. Героический эпос «Китаби Дедэ Коркуд» - древнейший памятник национальной литературы. Поэтическое наследие таких великих мастеров, как Низами, Хагани, Насими, Хатаи, Физули и Вагиф занимает заслуженное место в сокровищнице мировой литературы.

Традиционная религия. Верующие азербайджанцы – мусульмане-шииты, меньшинство составляют мусульмане-сунниты.

Этнические группы. Этнические группы азербайджанцев – айрумы, афшары, баяты, карадагцы, карапапахи, кашкайцы, телекеменцы, шахсевены.

Этногенез и история заселения Самарской области. В этногенезе азербайджанцев участвовало население древних государств Кавказского региона: албаны, каспии, гаргары, утии, саки, кенгеры, саспиры, туруккы, бунтюрки, гунны, сары-огуры, булгары, белые хазары, хазаро-савиры и др. Эта территория после арабского завоевания в VII веке стала называться Азербайджаном (араб.). Под властью Арабского халифата были объединены Северный и Южный Азербайджан. В XI-XIII веках в основном завершилось формирование азербайджанского этноса. К этому времени относится смена коренных языков – иранского азери и кавказского аранского – тюркским. На этот процесс повлияло пришлое тюркское население – племена гуннов, хазар, булгар, печенегов, тюрок-огузов (сельджуков) и монголо-татар.

В XVI –XVIII веках территория Азербайджана входит в государство Сефевидов, становится объектом борьбы между Ираном и Турцией.

В середине XVIII века на территории Азербайджана существовало 14 феодальных ханств, 5 султанств, а также 5 самостоятельных карабахских меликств. Крупнейшие из ханств – Кубинское, Шекинское, Ширванское, Бакинское, Карабахское, Нахичеванское и Ириванское. В отличие от северных ханств Азербайджана, его южные ханства в своем большинстве находились в зависимости либо от центральной власти Ирана, либо от ханств. Тот или иной феодал, которому удавалось одержать верх в борьбе за центральную власть в Иране и овладение шахским престолом, в очень скором времени подчинял себе многие ханства. В конце XVIII – начале XIX веков внешняя и внутренняя политическая обстановка в Азербайджане была очень сложной. Попытки Шекинского, а затем Кубинского ханства объединить вокруг себя земли Азербайджана и создать единое государство окончились неудачей.

После первых неудачных попыток завоевать Азербайджанские земли, предпринятых ещё Петром I и продолженным затем Екатериной II, в самом начале XIX века царская Россия вышла победителем в русско-иранской войне (1804-1813гг.). Результатом этой войны явился мирный договор между Россией и Ираном, заключенный в карабахском селении Гюлистан, по условиям которого территория всех азербайджанских ханств к северу от Аракса, т.е. Гянджинское, Карабахское, Шекинское, Ленкоранское, Шемахинское, Бакинское, Кубинское и Дербентское ханства за исключением Ириванского и Нахичеванского ханств, перешли к России.

Потерпев поражение в первой русско-иранской войне, иранский шах не хотел мириться с потерей Кавказа. 16 июля 1826 года 60-тысячная иранская армия вторглась в Северный Азербайджан. Началась новая русско-иранская война, завершившаяся подписанием 10 февраля 1828 года мирного договора между государствами в селении Туркменчай к югу от Тебриза. Согласно этому договору российские войска выводились со всего Южного Азербайджана. Что касается только что занятых русскими Ириванского и Нахичеванского ханств, то они оставались в составе России. Таким образом, в первой трети XIX века Северный Азербайджан был присоединен к России.

До 1918 года у азербайджанцев не существовало собственной государственности, и в отличие от соседних грузин и армян, считавших себя продолжателями многовековой национальной традиции, мусульмане Закавказья рассматривали себя как составную часть большого мусульманского мира, уммы.

28 мая 1918 года Северный Азербайджан после Грузии и Армении вышел из Закавказского сейма и объявил о своей независимости. Была создана Азербайджанская Демократическая Республика - первая демократическая республика на Востоке, которая просуществовала до апреля 1920 года, и пала после ввода в Азербайджан XI Красной армии Советской Россией.

Дальнейшая консолидация народа происходила уже после провозглашения Азербайджанской ССР в апреле 1920 года. С марта 1922 года АзССР входила в Закавказскую федерацию, а с декабря 1936 года – непосредственно в СССР как союзная республика. С февраля 1991 года – Азербайджанская Республика.

Расселение азербайджанцев в России, в основном, связано с освоением нефтяных и газовых месторождений (Тюмень), а также с тем фактом, что в Азербайджане десятилетиями искусственно сдерживался процесс урбанизации, что вынуждало безработное население мигрировать в города других районов СССР. С распадом СССР миграция усилилась.

Первые азербайджанцыпоявились в Самарской области в тридцатые годы прошлого века, когда начались буровые работы на нефтяных месторождениях Поволжья. Запланированное советским руководством еще с 1939 года создание в районе между Волгой и Уралом новой нефтяной базы – «второго» Баку в связи с начавшейся войной откладывалось. Но уже в октябре 1942 года наркомат нефтяной промышленности и Азнефткомбинат отправили рабочих и служащих для работы в нефтяных районах Волги, Урала, Средней Азии и Казахстана. Показательна судьба бакинца Исмаила Султанова. Когда сызранские нефтяники оказались отрезанными от Баку, откуда они получали все необходимое для обустройства скважин, Султанов возглавил срочно организованный ремонтно-механический завод и сумел в короткий срок наладить производство нужного оборудования. Исмаил Латифович навсегда связал судьбу с Сызранью.

Еще один факт массового приезда азербайджанцев в Куйбышев: во время войны сотни подростков из Азербайджана, многие из которых были из сельских районов, были рекрутированы в Куйбышев, где после краткосрочного обучения стали работать на военных заводах. Свидетельств о том, что какая-то часть из них осталась после войны в Куйбышеве, нет.

В пятидесятые и шестидесятые годы какой-либо значительной миграции из Азербайджана не было. С начала семидесятых годов азербайджанские вузы, расположенные главным образом в Баку, стали ежегодно распределять своих выпускников по городам Советского Союза - это были преимущественно нефтяники и строители. Молодые специалисты из Азербайджана тогда появились и в Куйбышеве. Один из крупных строителей Самары, возглавляющий известную компанию «Сплав-ЛТД» Фархад Мамедов в Куйбышев попал тоже по распределению и навсегда здесь остался, создав семью с русской девушкой. Джамаладдин Солтанов, тоже известный строитель, образование получил в Куйбышеве, а город выбрал после того, как прошел армейскую службу. Немало азербайджанцев именно в годы службы в армии выбирали постоянным местом жительства город Куйбышев. Так произошло и в жизни известного в Самаре рабочего-металлурга кавалера двух орденов Трудовой Славы Айдына Аббасова.

Мобил Новрузов, ныне имеющий свой преуспевающий бизнес среднего уровня, представляет «металлургическое направление» - выпускники Азербайджанского политехнического института работали и по сей день продолжают работать на разных металлургических предприятиях России и Украины. Долгие годы М. Новрузов работал на заводе «Металлург», несмотря на диплом о высшем образовании, первые годы трудился как рабочий в «горячем» цехе. Возможно, на его решение навсегда остаться здесь повлиял брак с русской девушкой. При отсутствии точной статистики можно предположить, что подобных браков в Самаре немало.

В самом конце шестидесятых – в начале семидесятых начинается «освоение» Куйбышева людьми, занимающимися торговлей, в основном сельскохозяйственной продукцией. Через некоторое время часть этих людей осела на рынках, торгуя круглый год и занимаясь при этом закупкой в разных регионах. Благодаря их предприимчивости и инициативности, за которую они подвергались гонениям и репрессиям, в определенной мере смягчалось постоянное напряжение в снабжении продовольствием.

Еще одна причина приезда азербайджанцев в Куйбышев в советское время – поступление в местные вузы. Есть среди самарских азербайджанцев выпускники местного мединститута, политехнического, строительного.

Примерно в те же годы социальным явлением и значительным фактором экономической жизни становится «шабашничество», то есть трудовая деятельность сезонных рабочих. Для немалого количества азербайджанцев в течение почти трех десятилетий местом подобной деятельности была Самарская область. Занимались они капитальным и мелким ремонтом квартир, строили или чинили коровники в колхозах и совхозах области. Среди сегодняшних самарских азербайджанцев есть и бывшие «шабашники», оставшиеся здесь по разным причинам: кого-то привлекала возможность больше заработать, у кого-то появлялась семья.

В восьмидесятые годы переезд в Куйбышев становится более интенсивным и массовым, так как в Азербайджане существовала скрытая безработица, и люди строительных профессий предпочитали работать в России.

Среди причин, по которым мужчины, особенно молодые, рвались в европейскую часть Союза, есть одна, на которую никто практически не указывает. Это – желание выйти за пределы строгих нравственных норм, по сей день строго соблюдаемых в большей части Азербайджана.

Значительное число самарских азербайджанцев приехало в девяностые годы, после распада Советского Союза. В Азербайджане экономические трудности, общие для всей бывшей империи, значительно обострили война и последующая оккупация четверти территории республики армянскими войсками. Самые активные, самые предприимчивые из людей, ставших беженцами и вынужденными переселенцами, устремились в Россию, в те ее регионы, в которых существовало если не экономическое благополучие, то, по меньшей мере, потенциал для подобного благополучия. К концу девяностых самым удачливым азербайджанцам удается создать собственные строительные фирмы, среди мелких торговцев выделяются люди, которые становятся крупными поставщиками плодоовощных продукций из разных стран мира, открываются кафе и рестораны, которыми владеют азербайджанцы.

Типы поселений. В Самарской области не сложились сельские поселения азербайджанцев, в архитектуре городов также не прослеживается влияние азербайджанской культуры.

Традиционные сельские поселения азербайджанцев имеют преимущественно разбросанную планировку, в горах террасообразные, плотно застроенные каменными домами с плоскими крышами. В горных и ряде низменных районов распространены дома с деревянными и черепичными скатными крышами. Основные строительные материалы — камень и обожжённый кирпич.

Традиционная архитектура городов Азербайджана имеет своеобразный облик из-за многочисленных памятников старины, средневековых крепостных сооружений и замков, среди которых выделяются замки Апшерона, укрепления Бакинского кремля, уникальная Девичья башня в Баку, дворец шекинских ханов в Нухе, старинные восточные бани, караван-сараи, памятные мавзолеи.

Типы жилья. Распространенным типом жилья было одно- или двухэтажное жилище с плоской крышей. Первый этаж таких домов в прошлом (а иногда и теперь) отводился под помещения для скота и различных хозяйственных нужд, верхний служил жильем. Жилище отапливалось камином, а зимой дополнительно железной печкой или традиционным мангалом (жаровня с горячими углями). Спали обычно на полу, а на день постели убирали в особые ниши в стенах, которые заменяли шкафы. Значительная часть азербайджанцев сегодня живет в городах.

Традиционное хозяйство и промыслы. В настоящее время население Азербайджана занято в промышленности (нефтяная, газовая), строительстве, сельском хозяйстве. В традиционном хозяйстве азербайджанцев сочетались земледельческие и животноводческие занятия. Выращивали зерновые культуры, хлопок, виноград, разводили сады и занимались шелководством. В предгорьях и горах преобладало отгонное овцеводство. Среди домашних промыслов характерны ковроткачество, ювелирное дело, обработка металла, камня, дерева, кож и шерсти, ткачество и вязание.

Национальный костюм. Женский традиционный костюм состоял из рубахи, широкой юбки, архалуха, подпоясанного кожаным или бархатным поясом. Под юбку надевали также присборенные шаровары - шалвары, на ноги – разноцветные носки и туфли с загнутыми носами без задников. На голове носили вышитую бархатную тюбетейку, а поверх него – платок, пожилые женщины носили также чалму. В одежде преобладали яркие цвета. Мужской костюм соответствовал общекавказским нормам: одно или двубортный архалух, подпоясанный кожаным ремнем с накладными серебряными бляшками, шаровары, чоха с ложными рукавами и газырями на груди, кожаная обувь, меховая шапка.