Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

КАЗАХИ

В Самарской области проживает 15 602 человек (2010 год)

Самоназвание – казах.

AulKazahЧисленность и расселение. Общая численность – более 14 млн. человек. Основное население Казахстана (11,2 млн. человек). Большие группы казахов проживают в Китае (1,4 млн. человек), Узбекистана (1,1 млн. человек) и России (647,7тыс. человек). Небольшие группы казахов есть в Туркмении, Монголии, Киргизии, Турции, Иране, Украине, США, Белоруссии, Германии, Великобритании, Таджикистане.

Антропологический тип – южносибирская раса - переходная между большими монголоидной и европеоидной расами. В среднем эпикантус у казахов встречается до 21,7% у женщин и 34,6% у мужчин.

Родной язык – казахский, относится к тюркской ветви алтайской языковой семьи. Письменность на русской графической основе.

Традиционная религия – ислам суннитского толка, сильны позиции натуралистических воззрений, составлявших так называемую религию степняков – тенгризм.

Этнические группы - среди казахов насчитывалось свыше 40 крупных племенных групп, однако формальное разделение по жузам (Старший, Средний и Младший) есть до сих пор.

KazahBabushka2Этногенез и история заселения Самарской области. Формирование казахского этноса происходило в основном на базе восточно-кыпчакских племён, расселявшихся на территории современного Казахстана начиная с середины XI веке. Исторически, на протяжении нескольких тысячелетий, Казахстан являлся зоной самого древнего и самого большого в Евразии по территориальному охвату номадизма – кочевого образа жизни местного населения. Кочевничество лежало в основе системы жизнеобеспечения и природопользования, материальной и духовной культуры, менталитета и психологии местного населения, отношений с соседними народами, социальной организации и социально-экономических отношений. «Точкой отсчета» казахской истории стало основание в 1459 году двумя султанами-Чингисидами, Джанибеком и Гиреем, кочевого владения на юге современного Казахстана. В силу обстоятельств формирования этого улуса (оппозиция ордынскому хану Абу-л-Хайру) его население получило название казах («вольный человек», «удалец»). В 1718 году Казахское ханство распалось под ударами западных монголов-джунгар на три кочевых объединения – жуза. Джунгарская угроза существенно повлияла на вхождение в 1730-1740 годах племен Младшего и Среднего жузов в состав России; окончательное присоединение произошло в 60-х годах XIX века.

kazahi 17-1Южные районы Самарской губернии были местами летних кочевий казахов, которых в те времена называли киргизами. В Самарских губернских ведомостях (1954г.) краевед Леопольдов А.Ф. писал о том, как в старину русские, живущие в пограничных селениях, нанимали киргизов, наравне с калмыками и татарами, пасти свои табуны. Киргизы (казахи) считались ловкими и способными табунщиками – «во время пастьбы табуна он почти целый день на коне; редко слезает с коня, стреноживая его для отдыха и корму в полдень и ночью».

kazahi 21-1Современное казахское население области представлено потомками переселенцев 20-х годов XX века, расселившимися преимущественно в южных и восточных районах. Переселялись они из Казахстана как в уже обжитые русскоязычным населением села (Натальино, Калиновка), так и во вновь осваиваемые (Потуловка, Безенчукский район). Все эти села расположены неподалеку друг от друга в степной местности, при­годной для выпаса скота. Переселялись семьями, и после того, как первые переселенцы обустраивались, заводили хозяйство, они вызывали из Казахстана своих родственников на постоянное местожи­тельство. Крупнейшее казахское селение в Кинельском районе – Аул Казахский – появилось в 1934 году на месте цыганского колхоза «Сталинско-Дром» («Сталинский путь»). Есть сведения, что первыми поселенцами здесь были несколько десятков семей из Тайпакского района Уральской области.

Типы поселений. Учеными описаны четыре вида оседлых поселений у казахов, датируемые XV-XVIII вв.: 1. кыстау-зимовки; 2. кыстаки- зимовки-поселения; 3. уактылы коргандар - временные замки, укрепленные каменными и земляными стенами; 4. кенты (кала) - городища. К 30-м годам XX столетия процесс перехода казахов к оседлому образу жизни в основном завершился.

Типы жилья. Основным видом жилища казахов в XVIII – начале XIX в. была юрта (кииз уй), хорошо приспособленная к условиям кочевой жизни. Она состоит из деревянного остова и войлочного покрова. Основой ее стен служит решетка (кереге) из тальника. Из перекрещенных планок, скрепленных сыромятными ремешками из верблюжьей кожи (кек), делают звенья решетки (канат), свободно раздвигающиеся и складывающиеся.

Дома первых переселенцев из Казахстана в Самарскую область строились из дерна или саманного кирпича. В основном, они были однокамерными и прямоугольными в плане, покрывались соломенной крышей, которую заливали жидкой глиной. Из-за недостатка средств окна в таких домах стеклили редко, как правило, затягивали пузырем или пленкой, на зиму завешивали кошмой. Пол в домах был земляной, посыпанный соломой. Состоятельные казахи строили рубленые дома русского типа.

UrtaKazahiХозяйственные постройки и помещения для скота обычно примыкали к жилой части дома. У состоятельных казахов жилище было отделено от хозяйственных построек. Материалом для стен хозяйственных построек служили дерн, саманный кирпич, дерево, крышу крыли соломой. Беднейшая часть населения ставила надворные постройки со стенами из обмазанного глиной плетня. Постройки для скота делились на летние и утепленные зимние.

Интерьер казахских домов был довольно скромным. На пол обычно клали кошму из овечьей шерсти. Ковры, кошмы, одеяла, матрацы, тюфяки заменяли казахам мебель. Спали на полу, на шерстяных матрацах, обтянутых тканью, ели также на полу, сидя на подушках или тюфяках. Вдоль стен сооружались деревянные полки, на которые складывались подушки, матрацы, одежда, запасные войлоки. Для этих же целей служили деревянные сундуки.

KonKazahДля приготовления пищи использовали низкую печь с вмазанным котлом — казандык. Печь ставили обычно посредине комнаты, она как бы делила помещение на две части: одна, ближе к входной двери, служила прихожей и кухней, другая, большая по размерам – жилой комнатой. В жилой комнате хозяева принимали гостей. Почетное место для гостей (тор) покрывалось поверх простой кошмы кошмой с орнаментом, коврами или войлочными подстилками.

Традиционное хозяйство и промыслы. Основой хозяйственной деятельностиказахского населения как прежде, так и теперь является животноводство. Ведущее место в хозяйстве занимает овцеводство, меньшее значение имеет разведение крупного рогатого скота. Небольшая часть населения за­нимается коневодством: лошадей используют как средство передвижения. Подсобное значение имеют садоводство и огородничество. В последнее время многие казахские семьи занимаются фермерским хозяйством: выращивают зерновые культуры, разводят скот на мясо.

Прикладное искусство у казахов тесно связано с производством предметов быта. Казахские женщины изготовляли орнаментированные кошемно-войлочные изделия. Кошму из темной шерсти украшали растительными орнаментами, выполненными белыми шерстяными нитками. Войлочные ковры изготовляли путем соединения войлоков двух-трех цветов. Кошмы и ковры из шерсти окрашивали также красками фабричного производства.

Мужчины занимались выделкой кожи, из которой изготавливали посуду и одежду. Кроме того, мужским занятием было изготовление деревянных изделий: посуды (блюд, мисок, корытец для замешивания теста, ковшей, пиал, ложек, чашек и т.д.) и предметов мебели (сундуков для хранения одежды и утвари, круглых обеденных столиков на низких ножках, небольших шкафчиков для посуды).