Многонациональный Самарский край

Традиции и обычаи

IMG 2086Праздники и обряды. Традиционная армянская семья – многопоколенная, с четкой половозрастной регламентацией прав и обязанностей ее членов. В семейном быту наблюдалось строгое подчиненное положение женщины, ее зависимость от мужчин, что подчеркивалось в обычае закрывать нижнюю часть лица концом головного платка. Практиковалось обручение детей, следы которого обнаруживаются сегодня в обычае малого обручения. Большую роль в армянской свадьбе играют посаженые родители, связь с которыми ценилась иногда выше кровного родства.

Армянский фольклор содержит разнообразные жанры: сказки, песни, эпос (цикл «Сасунские богатыри»). Из старинных песен выделяются трудовые и песни тоскующего по родной земле странника-пандухта. Эпос и песни исполняются народными певцами-гусанами.

Обряды и обычаи армян имеют много общего с обычаями других кавказских народов. В календарной обрядности большое значение имеют церковные праздники, на которые переносится обрядность, связанная с древним языческим культом сезонности природы. Некоторые языческие и христианские религиозные праздники и обряды сохранились до сих пор, но в большинстве случаев их религиозное содержание отошло на второй план. Например, праздник Царказард или Царзардар (Вербное воскресенье), посвящен приходу весны. В этот день многие ходят с опушившимися ивовыми ветками, молодежь поет, веселится.

Наступление весны армяне отмечали в конце февраля праздником Дрндез, во время которого разжигали костры; возле них веселилась молодежь, пела песни, танцевала и прыгала через костер.

Армянский праздник_Терендез_-_День_влюбленныхАмбарцум - праздник весны и любви; он целиком принадлежит девушкам и невестам, которые в его обряды вкладывают сокровеннейшие чувства и надежды. Собираясь к празднику, они опускают в «пулик» (вид крынки) сувенир - пуговку, наперсток, бусинку, затем наполняют кувшин водой «из семи родников», прикрывают его букетом «из семи цветков», и оставляют на ночь под звездами. С утра девушки направляются в поля и сады, поют песни и веселятся, затем начинается самое главное: поют вещие частушки (джангюлум), и маленькая девочка, наряженная специально для этой роли, наугад вынимает сувениры один за другим; каждая спетая частушка предвещает судьбу обладательницы сувенира. Летом, в середине июля или во второй половине августа, отмечали «вардавар» – праздник в честь языческого бога воды Варда. В этот день обрызгивают водой всех подряд - старого и малого, знакомого и незнакомого. Затем устраиваются общенародные зрелища: парни показывают свое искусство и ловкость в верховой езде, разгорается борьба между силачами; неизменный интерес вызывают состязания между певцами, где каждый должен выступить с остроумными импровизированными песнями-загадками. Кроме веселых и ярких праздников, в армянском календаре есть и дни скорби: 24 апреля армяне всего мира отмечают годовщину резни, устроенной турецкими войсками против армян в 1915 году, в конце лета (августе-сентябре) они скорбят в память о трагических событиях того же 1915 года, постигших тысячи армян Южной Турции, державших оборону против турецких войск на горе Мусадаг; 8 декабря поминают погибших от землетрясения в Спитаке.