Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

АРМЯНЕ

В Самарской области проживает 22 981 человек (2010 год)

Самоназвание – хай.

ArmyanCerSvKrestaЧисленность и расселение. Численность армян в мире от 10 до 12 млн, проживают более чем в 30 странах, в том числе во Франции (800 тыс. человек), США (483 тыс. человек), Сирии, Иране, Аргентине, Украине, Польше и др. странах. В Российской Федерации проживает более 1,18 млн. человек. Основное население проживает в Армении, компактно расселены в Нагорном Карабахе (137 тыс. человек) и Грузии (249 тыс. человек).

Антропологический тип – арменоидный тип европеоидной расы.

Родной язык – армянский, представляющий собой особую группу индоевропейской языковой семьи. Существуют два варианта литературного языка - восточноармянский и западноармянский, многочисленные диалекты и говоры. В 396 году епископ Месроп Маштоц создал алфавит из 36 букв, который до наших дней практически не подвергся изменениям (добавились лишь три буквы).

hramТрадиционная религия. Верующие армяне – главным образом христиане-монофиситы Армянской Апостольской (Армяно-Григорианской) церкви, небольшая часть – армяно-католики, католики и протестанты. Этнографическая группа хемшилов в большинстве исповедует ислам суннитского толка, реже – христианство.

Этнические группы – амшенцы (хемшилы), черкесогаи.

Этногенез и история заселения Самарской области. Формирование древнеармянской народности происходило на Армянском нагорье в рамках государства Урарту в IX-VI веков до н.э. в непрерывной борьбе с многочисленными завоевателями. Царем Урарту Аргишти I основан в 783 году город Эребуни (Ереван). Свою страну армяне называли Хайк (Хайастан) по имени мифического предка, соседи – Арменией по имени первого царя Урарту Арама (860-843 го до н.э.).

Армения - первое государство древнего мира, принявшее христианство как официальную религию при царе Тиридате III в 301 году. Армянская церковь близка православной, от которой ее отличает признание учения о божественной, а не двойственной, богочеловеческой природе Иисуса Христа. Армянскую апостольскую церковь иногда называют Григорианской по имени ее первого католикоса Григория. В 303 году был построен первый в мире христианский храм Эчмиадзин.

Сведения об Армении стали появляться в русских письменах в конце X века, например «Повести временных лет». Начало экономических и культурных связей армян с Россией относится ко времени Киевской Руси.

IMG 5957-1В 1554 году Иван Грозный разрешил беспрепятственный въезд армянских купцов в Москву, он поддерживал и поощрял их деятельность. В это время отмечено массовое поступление армян на службу в русскую армию, начинает складываться русское дворянство армянского происхождения.

В XVII веке дружеские армяно-русские отношения укреплялись. Армянские купцы в знак благодарности подарили царю Алексею Михайловичу Алмазный трон – достопримечательность Оружейной палаты Московского Кремля.

При Петре Первом армяно-российские связи развивались еще более успешно: император дал армянам исключительные льготы, в результате свыше полумиллиона армян, подвергшихся преследованию, переселилось в Россию.

В XVIII веке существующие армянские колонии расширились, особенно в Астрахани, которая стала главным пунктом, лежащим на пути армян с Востока в глубь России. Заметную роль в Среднем Поволжье стала играть Армянская слобода в районе Сызрани.

В 1828 году в результате русско-иранской войны Восточная Армения освободилась от песидского ига. ( июня 1849 года она вошла в состав Российской империи как Эриванская губерния. В 1920 году в Восточной Армении была установлена советская власть. В 1990 году провозглашена Республика Армения.

DachaAnnaevaПервое упоминание об армянах в Самаре относится к XIX веку. По данным Государственного архива Самарской области жителей армяно-григорианского вероисповедания в г. Самаре на 1897 год было 77 человек (37 мужчин и 40 женщин), на 1899 год – 79 человек (без разделения по полу).

Накануне Октябрьской революции 1917 года армяне г. Самары консолидировались. Вскоре после освобождения Самары от белогвардейцев в октябре 1918 года появились сведения о деятельности в Самаре религиозной общины «Святой Гевонд». Армяне добились разрешения у Самарского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов на открытие молитвенного дома Армяно-григорианской церкви, учредили свое церковно-приходское попечительство. 15 марта 1922 года дом по ул. Садовой, 97 был муниципализирован, у общины были изъяты некоторые ценности в связи с голодом в Поволжье. В июле 1929 года армянская религиозная община в Самаре прекратила свое существование.

Некоторые армяне, жившие в Самарской области, оставили заметный след в ее истории. Среди купцов первой гильдии, живших в XIX веке в Самаре, значится имя Егора Никитича Аннаева (1826-1903) – армянина католического вероисповедания. В 50 годах XIX века он был самым крупным самарским виноторговцем, имевшим свои магазины во многих городах Поволжъя. С его именем связано строительство известной в Поволжье Аннаевской кумысолечебницы. В течение 16 лет он вел работу по озеленению города: принимал участие в обустройстве Струковского сада, Алексеевского сквера. В последующие годы на основе его пригородного фруктового сада был создан Самарский ботанический сад.

Annaev2В Самарском художественном музее хранятся картины, написанные армянскими художниками И.К. Айвазовским, Г.Б. Якуловым, М. Бебутовой, А.Н. Михраняном.

Революционные события в Самарской области также имеют армянский след. Во второй половине XIX века среди участников революционного движения в Самаре заметную роль играл И.Х. Лалаянц. Хорошо известен легендарный герой гражданской войны Г.Д. Гай (настоящие имя и фамилия Гай Бжишкянц) - он сформировал из рабочих и крестьян Самарской и Симбирской губерний отряд Красной Армии и вел борьбу против чехословацких легионеров и дутовцев. Г.К. Восканян (Восканов) в 1918 году был назначен командиром 17 Самарской дивизии, в которой сражался В.И. Чапаев.

В 30-е годы в Самаре началось строительство крупных предприятий, велись инженерно-геологические изыскания с целью строительства Волжской гидроэлектростанции. Буровая №8 в Сызранском районе вошла в историю нефтяной промышленности нашей области: бригада буровиков во главе с мастером А.А. Аванесовым 3 июня 1936 года получила первую в области промышленную нефть.

Заметный след в архитектуре города Самара оставил знаменитый архитектор В.Г. Каркарьян.

Дирижером симфонического оркестра Куйбышевской филармонии с 1954 по 1959 год был Г.К. Карапетян. Директором драматического театра был В.А. Мусоян, заслуженный артист РСФСР. Имя М.Г. Лазарева, народного артиста РСФСР, представителя древнего армянского рода Лазаревых, навсегда вошло в историю самарского театра - с 1950 по 1990 год он был ведущим актером Куйбышевского театра драмы, многое сделал на посту председателя правления Всероссийского театрального общества для создания самарского Дома актера и развития культуры в Самарской области.

Научную жизнь Самарской области невозможно представить без нефтянников А.Г. Асцатуров, Г.М. Тер-Аваков, Г.А. Данамян, С.М. Данелянц. Известны имена ученых-армян, работавших на кафедрах политехнического и строительного институтов: С.Х. Богдасарова, В.А. Петросяна, Г.А. Бабаляна, В.Г. Саркисова, Э.А. Саямова, А.М. Мхитаряна. Широко известен предприниматель и общественный деятель В.Е. Аветисян. Одним из организаторов Самарского отделения общества психологов является Г.В. Акопов.

Типы поселений. С VI века до н.э. в древней Армении развивалась языческая архитектура. Ксенофонт сообщает, что жилища древних армян имели башни. Наиболее значимый памятник армянской античной архитектуры – храм Гарни, построенный царем Великой Армении Трдатом I в 70-е годы н.э. От эпохи эллинизма сохранились остатки городов Арташат и Тигранакерт - древних столиц Великой Армении. Основным строительным материалом являлся камень, из которого строили не только жилые дома, но древние храмы и монастыри, часовни и резные надгробия.

С IV века начинает свое развитие армянская христианская архитектура. Среди ранних памятников Касахская (IV в.) и Ереруйкская базилики (Vв.), церкви Текора (Vв.) и Мастара (Vв.), Одзунская базилика (VIв.), и др. Шедевром армянской архитектуры VII столетия считается храм Звартноц, возведенный между 641-661 гг. С конца IX века, после восстановления суверенитета Армении, монументальное строительство переживает новый подъём. В столице Ани были сооружены обширные оборонительные стены, построен Кафедральный собор. Крупные монастырские комплексы были построены на северо-востоке Армении. Новый подъём гражданской архитектуры отмечается в XII-XIII столетиях - строятся гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сараи.

Всемирную известность приобрели памятники каменного зодчества Армении, среди которых особое значение имеют средневековые храмы: церковь в Апаране (IV в.), храмы Рипсиме и Гаянэ в Эчмиадзине (VII век) и другие. В оформлении древних церквей, памятников и карнизов зданий проявлялось камнерезное искусство. Особенно ярко оно проявилось в создании каменных крестов хачкар, воздвигаемых в честь памятных событий и как надгробие. Поле монумента заполнялось как растительными, так и геометрическими узорами.

Типы жилья. Основной тип традиционного жилища – «глхатун» («тун») - представляло собой каменное наземное или полуподземное сооружение, квадратное в плане, без окон, освещавшееся через дымовое отверстие в центре пирамидального перекрытия. Для отопления и приготовления пищи использовали вмазанные в пол глинобитные печи «тонир» или стенные камины. Глинобитные дома с плоской крышей строились реже. В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого.

Традиционное хозяйство и промыслы. В основе традиционного образа жизни армян лежат земледельческие и скотоводческие занятия. Наряду с зерновыми выращивали виноград и садовые культуры. Широко было распространено скотоводство в оседлой или отгонной форме. Значительное место в хозяйстве армян занимали ремесла и домашние промыслы: ковроткачество, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) искусство.

Вкус, чувство цвета и линий проявляется в женских ремеслах, среди которых наиболее распространено ковроткачество. В орнаментах армянских ковров отразились древние представления о мире и всевозможные культы, например, культ змеи. Мотивы древних урартских изделий искусств наблюдаются в резьбе по дереву и ковке из железа. Искусство рисунка достигло совершенства в оформлении древних книг и рукописей. Самобытна народная музыка армян, с ней неразрывно связаны театр и танцевальное искусство, восходящие к первым векам нашей эры.