Историко-этнографический очерк
АРМЯНЕ
В Самарской области проживает 22 981 человек (2010 год)
Самоназвание – хай.
Численность и расселение. Численность армян в мире от 10 до 12 млн, проживают более чем в 30 странах, в том числе во Франции (800 тыс. человек), США (483 тыс. человек), Сирии, Иране, Аргентине, Украине, Польше и др. странах. В Российской Федерации проживает более 1,18 млн. человек. Основное население проживает в Армении, компактно расселены в Нагорном Карабахе (137 тыс. человек) и Грузии (249 тыс. человек).
Антропологический тип – арменоидный тип европеоидной расы.
Родной язык – армянский, представляющий собой особую группу индоевропейской языковой семьи. Существуют два варианта литературного языка - восточноармянский и западноармянский, многочисленные диалекты и говоры. В 396 году епископ Месроп Маштоц создал алфавит из 36 букв, который до наших дней практически не подвергся изменениям (добавились лишь три буквы).
Традиционная религия. Верующие армяне – главным образом христиане-монофиситы Армянской Апостольской (Армяно-Григорианской) церкви, небольшая часть – армяно-католики, католики и протестанты. Этнографическая группа хемшилов в большинстве исповедует ислам суннитского толка, реже – христианство.
Этнические группы – амшенцы (хемшилы), черкесогаи.
Этногенез и история заселения Самарской области. Формирование древнеармянской народности происходило на Армянском нагорье в рамках государства Урарту в IX-VI веков до н.э. в непрерывной борьбе с многочисленными завоевателями. Царем Урарту Аргишти I основан в 783 году город Эребуни (Ереван). Свою страну армяне называли Хайк (Хайастан) по имени мифического предка, соседи – Арменией по имени первого царя Урарту Арама (860-843 го до н.э.).
Армения - первое государство древнего мира, принявшее христианство как официальную религию при царе Тиридате III в 301 году. Армянская церковь близка православной, от которой ее отличает признание учения о божественной, а не двойственной, богочеловеческой природе Иисуса Христа. Армянскую апостольскую церковь иногда называют Григорианской по имени ее первого католикоса Григория. В 303 году был построен первый в мире христианский храм Эчмиадзин.
Сведения об Армении стали появляться в русских письменах в конце X века, например «Повести временных лет». Начало экономических и культурных связей армян с Россией относится ко времени Киевской Руси.
В 1554 году Иван Грозный разрешил беспрепятственный въезд армянских купцов в Москву, он поддерживал и поощрял их деятельность. В это время отмечено массовое поступление армян на службу в русскую армию, начинает складываться русское дворянство армянского происхождения.
В XVII веке дружеские армяно-русские отношения укреплялись. Армянские купцы в знак благодарности подарили царю Алексею Михайловичу Алмазный трон – достопримечательность Оружейной палаты Московского Кремля.
При Петре Первом армяно-российские связи развивались еще более успешно: император дал армянам исключительные льготы, в результате свыше полумиллиона армян, подвергшихся преследованию, переселилось в Россию.
В XVIII веке существующие армянские колонии расширились, особенно в Астрахани, которая стала главным пунктом, лежащим на пути армян с Востока в глубь России. Заметную роль в Среднем Поволжье стала играть Армянская слобода в районе Сызрани.
В 1828 году в результате русско-иранской войны Восточная Армения освободилась от песидского ига. ( июня 1849 года она вошла в состав Российской империи как Эриванская губерния. В 1920 году в Восточной Армении была установлена советская власть. В 1990 году провозглашена Республика Армения.
Первое упоминание об армянах в Самаре относится к XIX веку. По данным Государственного архива Самарской области жителей армяно-григорианского вероисповедания в г. Самаре на 1897 год было 77 человек (37 мужчин и 40 женщин), на 1899 год – 79 человек (без разделения по полу).
Накануне Октябрьской революции 1917 года армяне г. Самары консолидировались. Вскоре после освобождения Самары от белогвардейцев в октябре 1918 года появились сведения о деятельности в Самаре религиозной общины «Святой Гевонд». Армяне добились разрешения у Самарского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов на открытие молитвенного дома Армяно-григорианской церкви, учредили свое церковно-приходское попечительство. 15 марта 1922 года дом по ул. Садовой, 97 был муниципализирован, у общины были изъяты некоторые ценности в связи с голодом в Поволжье. В июле 1929 года армянская религиозная община в Самаре прекратила свое существование.
Некоторые армяне, жившие в Самарской области, оставили заметный след в ее истории. Среди купцов первой гильдии, живших в XIX веке в Самаре, значится имя Егора Никитича Аннаева (1826-1903) – армянина католического вероисповедания. В 50 годах XIX века он был самым крупным самарским виноторговцем, имевшим свои магазины во многих городах Поволжъя. С его именем связано строительство известной в Поволжье Аннаевской кумысолечебницы. В течение 16 лет он вел работу по озеленению города: принимал участие в обустройстве Струковского сада, Алексеевского сквера. В последующие годы на основе его пригородного фруктового сада был создан Самарский ботанический сад.
В Самарском художественном музее хранятся картины, написанные армянскими художниками И.К. Айвазовским, Г.Б. Якуловым, М. Бебутовой, А.Н. Михраняном.
Революционные события в Самарской области также имеют армянский след. Во второй половине XIX века среди участников революционного движения в Самаре заметную роль играл И.Х. Лалаянц. Хорошо известен легендарный герой гражданской войны Г.Д. Гай (настоящие имя и фамилия Гай Бжишкянц) - он сформировал из рабочих и крестьян Самарской и Симбирской губерний отряд Красной Армии и вел борьбу против чехословацких легионеров и дутовцев. Г.К. Восканян (Восканов) в 1918 году был назначен командиром 17 Самарской дивизии, в которой сражался В.И. Чапаев.
В 30-е годы в Самаре началось строительство крупных предприятий, велись инженерно-геологические изыскания с целью строительства Волжской гидроэлектростанции. Буровая №8 в Сызранском районе вошла в историю нефтяной промышленности нашей области: бригада буровиков во главе с мастером А.А. Аванесовым 3 июня 1936 года получила первую в области промышленную нефть.
Заметный след в архитектуре города Самара оставил знаменитый архитектор В.Г. Каркарьян.
Дирижером симфонического оркестра Куйбышевской филармонии с 1954 по 1959 год был Г.К. Карапетян. Директором драматического театра был В.А. Мусоян, заслуженный артист РСФСР. Имя М.Г. Лазарева, народного артиста РСФСР, представителя древнего армянского рода Лазаревых, навсегда вошло в историю самарского театра - с 1950 по 1990 год он был ведущим актером Куйбышевского театра драмы, многое сделал на посту председателя правления Всероссийского театрального общества для создания самарского Дома актера и развития культуры в Самарской области.
Научную жизнь Самарской области невозможно представить без нефтянников А.Г. Асцатуров, Г.М. Тер-Аваков, Г.А. Данамян, С.М. Данелянц. Известны имена ученых-армян, работавших на кафедрах политехнического и строительного институтов: С.Х. Богдасарова, В.А. Петросяна, Г.А. Бабаляна, В.Г. Саркисова, Э.А. Саямова, А.М. Мхитаряна. Широко известен предприниматель и общественный деятель В.Е. Аветисян. Одним из организаторов Самарского отделения общества психологов является Г.В. Акопов.
Типы поселений. С VI века до н.э. в древней Армении развивалась языческая архитектура. Ксенофонт сообщает, что жилища древних армян имели башни. Наиболее значимый памятник армянской античной архитектуры – храм Гарни, построенный царем Великой Армении Трдатом I в 70-е годы н.э. От эпохи эллинизма сохранились остатки городов Арташат и Тигранакерт - древних столиц Великой Армении. Основным строительным материалом являлся камень, из которого строили не только жилые дома, но древние храмы и монастыри, часовни и резные надгробия.
С IV века начинает свое развитие армянская христианская архитектура. Среди ранних памятников Касахская (IV в.) и Ереруйкская базилики (Vв.), церкви Текора (Vв.) и Мастара (Vв.), Одзунская базилика (VIв.), и др. Шедевром армянской архитектуры VII столетия считается храм Звартноц, возведенный между 641-661 гг. С конца IX века, после восстановления суверенитета Армении, монументальное строительство переживает новый подъём. В столице Ани были сооружены обширные оборонительные стены, построен Кафедральный собор. Крупные монастырские комплексы были построены на северо-востоке Армении. Новый подъём гражданской архитектуры отмечается в XII-XIII столетиях - строятся гостиницы, трапезные, книгохранилища, караван-сараи.
Всемирную известность приобрели памятники каменного зодчества Армении, среди которых особое значение имеют средневековые храмы: церковь в Апаране (IV в.), храмы Рипсиме и Гаянэ в Эчмиадзине (VII век) и другие. В оформлении древних церквей, памятников и карнизов зданий проявлялось камнерезное искусство. Особенно ярко оно проявилось в создании каменных крестов хачкар, воздвигаемых в честь памятных событий и как надгробие. Поле монумента заполнялось как растительными, так и геометрическими узорами.
Типы жилья. Основной тип традиционного жилища – «глхатун» («тун») - представляло собой каменное наземное или полуподземное сооружение, квадратное в плане, без окон, освещавшееся через дымовое отверстие в центре пирамидального перекрытия. Для отопления и приготовления пищи использовали вмазанные в пол глинобитные печи «тонир» или стенные камины. Глинобитные дома с плоской крышей строились реже. В поселениях дома располагались скученно, нередко в целях обороны соединялись тайными ходами, в горах крыша одного дома могла служить двориком другого.
Традиционное хозяйство и промыслы. В основе традиционного образа жизни армян лежат земледельческие и скотоводческие занятия. Наряду с зерновыми выращивали виноград и садовые культуры. Широко было распространено скотоводство в оседлой или отгонной форме. Значительное место в хозяйстве армян занимали ремесла и домашние промыслы: ковроткачество, плетение кружев, камнерезное и ювелирное (чеканка, филигрань, эмаль) искусство.
Вкус, чувство цвета и линий проявляется в женских ремеслах, среди которых наиболее распространено ковроткачество. В орнаментах армянских ковров отразились древние представления о мире и всевозможные культы, например, культ змеи. Мотивы древних урартских изделий искусств наблюдаются в резьбе по дереву и ковке из железа. Искусство рисунка достигло совершенства в оформлении древних книг и рукописей. Самобытна народная музыка армян, с ней неразрывно связаны театр и танцевальное искусство, восходящие к первым векам нашей эры.