Многонациональный Самарский край

Костюм

Национальный костюм. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. Штаны (штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинами (холоша, ногавиця) вшивалась матня.

Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка, вышиванка. Она длиннее мужской и состоит их двух частей — нижняя часть (пiдтичка) шьётся из более грубой материи. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (додiльнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными. Отличительная особенность украинской женской рубахи – украшение подола вышивкой, т.к. он был виден из-под верхней одежды.

Существовало три разновидности женской понёвы: повседневные без рисунка – запаска; дерга; и праздничный наряд в крупную клетку – плахта. Обязательным элементом костюма был богато украшенный вышивкой, кружевом фартук, который подпоясывали по талии. Обязательной частью любой одежды у украинцев был пояс. Нарядные пояса были длиной до 3-4 метров, ими обматывали талию в несколько раз, а концы, завершавшиеся кистями, свешивались до колен или ниже. Нагрудной одеждой служили безрукавки (керсетки), отличающиеся богатым разнообразием по типу, крою, материалу, художественным оформлением. Мировой известностью пользовались украинские венки из искусственных и живых цветов с лентами как девичий головной убор. Женские головные уборы разнообразны по конструкции, но их объединяет одно отличие от девичьих - они должны полностью укрывать голову, не оставляя открытыми волосы. Одним из самых распространенных головных уборов замужних женщин был и остаётся платок. Ярким дополнением к женскому костюму были нагрудные украшения из драгоценных камней, стекла, бусы или подвески с монетами - монисто, дукачи. Женская обувь изготовлялась из кожи, которую изначально не шили, а закладывали складками, морщили, привязывая к ногам длинной веревкой – морщуни, морщенцi, постоли, ходаки, а также черевики. Кожаная обувь с высокими голенищами (чоботи) шилась без каблуков. Иногда каблук заменяла небольшая железная подковка на пятке.

В описаниях ХVIII века П.С.Палласа костюм украинок села Кинель-Черкассы выглядел следующим образом: «Платье носят казацкое, с польским сходственное. Бабы летом ничего больше не носят, как одну только рубаху, с вышитым воротом, и вместо топки обертывают около себя клетчатую пеструю каразею, которую они сами ткут, и подвязывают широким поясом. Сие одеяние называется у них плахта, и как в цвете, так и в полосах великое имеет сходство с запаном горных шотландцев, который они планд называют. Черкаския жены носят на голове небольшие шапочки из пестрой материи и повязывают сверх оных повязку, у которой назади от узла висят вышитыя лопости. Девки плетут свои волосы не так, как российские в одну, но в две косы, обвивают около головы, и повязывают пестрою повязкою, которая вынизана бисером».

Особое место в жизнедеятельности кинель-черкасских украинок занимало приготовление краски для окрашивания одежды в «червонный» цвет, который играл определенную роль в обрядовой одежде украинцев: в сочетании трех цветов (белый-красный-черный) он символизировал собою жизнь, доминировал в свадебном костюме - был символом непорочности невесты.