Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

УКРАИНЦЫ

В Самарской области проживает 42 169 человек (2010 год)

Самоназвание –українці.

3 УкраинцыЧисленность и расселение. Общая численность – около 45 млн. человек. Основное население Украины (37,5 млн. человек). Проживают в Канаде, США, Польше, Аргентине и других странах. В Российской Федерации – более 2 млн. человек.

Антропологический тип – украинцы входят в «дунайскую» (днепро-карпатскую, норикскую) группу популяций европеоидной расы.

Родной язык – украинский, относится к подгруппе восточнославянских языков славянской группы индоевропейской языковой семьи.

Традиционная религия - христианство (преимущественно православие, грекокатолицизм и незначительно протестантизм).

Этнические группы - литвины, полещуки, гуцулы, бойки, лемки и другие.

История заселения Самарской области. 

История появления первых украинцев на самарской земле восходит к XVII веку. По преданию, на месте будущего города Самары в 1357 году побывал сын черниговского боярина Феодора Бяконта митрополит Алексий. Живописные берега Волги и впадающей в нее Самары понравились святителю, и он объявил, что со временем «будет воздвигнут тут город великий, в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет». Впоследствии благодарные самарцы признали Алексия покровителем города, воздвигли в честь него часовню и основали братство, назвали его именем городскую площадь и улицу.

В 1586 году была построена самарская крепость, а в 1670-м ее жители открыли ворота отрядам Степана Разина, уроженца казацкой «малороссийской» станицы Зимовейской. В войске атамана служило много украинцев. Один из них, А.Г. Хромой, известный как Леско Черкашенин, стал побратимом и ближайшим сподвижником Разина. Отряд Черкашенина некоторое время находился в Самаре, а сам он был избран городским атаманом. Предание повествует, что после поражения Разина под Симбирском в 1670 году 50 украинских казаков ушли на реку Большой Кинель, основав первое украинское поселение. Официальной же датой появления украинцев в тех местах принято считать 1744 год, когда была построена Черкасская слобода (ныне село Кинель-Черкасы). Здесь осело 46 семей из большой партии украинцев, завербованных российским правительством для освоения оренбургско-самарского края. Свое название слобода получила от употреблявшегося в России наименования украинцев и украинских казаков - черкасы (вероятно, по городу Черкассы - центру украинского казачества). Широко употреблялось и другое название украинцев - малороссияне.

4 УкраинцыПримерно в те же годы правительство пригласило на Волгу для транспортировки соли с озера Эльтон украинских чумаков, занимавшихся торгово-перевозным ремеслом. Они основали несколько поселений - слобод, в том числе Пестравку (ныне райцентр Самарской области) и Покровскую слободу, ставшую столицей волжских украинцев (сейчас г. Энгельс Саратовской области). К 1816 году в Поволжье насчитывалось 17 слобод солевозов, в которых проживало более 26 тысяч человек. Рачительные хозяева, украинцы смогли быстро наладить свой быт и достигнуть немалого благосостояния. Наблюдательные современники отмечали их материальный достаток, добродушный, общительный нрав, внушительность основанных ими поселений.

В 1773 году в Поволжье заполыхала крестьянская война под предводительством казака той же «малороссийской» Зимовейской станицы Емельяна Пугачева. И в его армии было немало украинцев. Повстанческий отряд создается в Кинель-Черкасской слободе, к пугачевцам присоединяется около 900 покровских украинцев. Значительная часть волжских украинцев, однако, отказалась принимать участие в кровавой гражданской войне XVIII века.

Следующее столетие ознаменовалось интенсивным переселением украинцев в Среднее Поволжье. На свободные земли двинулись крестьяне из густонаселенных уездов Киевской, Харьковской, Полтавской и Черниговской губерний, украинцы из-под Воронежа и Курска. Основанным селам и хуторам зачастую даются «говорящие» названия: Киевский, Черниговский, Харьковка, Новая Полтавка, Черкасский, Новая Волынь... К концу XIX века в Самарской губернии насчитывалось около 120 тысяч украинцев. В начале следующего столетия они проживали почти в 300 селах, деревнях, слободах и хуторах. Пальму первенства держали Николаевский и Новоузенский уезды, соответственно, 94 и 83 поселения. Далее следовали Бугурусланский, Бузулукский и Самарский уезды. В Бутульминском было всего 5 населенных пунктов, где проживали «малороссияне», а Ставропольский так и остался в стороне от украинской колонизации. Городское украинское население было немногочисленным.

Любопытно, что в 196 случаях украинцы предпочитали жить обособленно от других этнических групп, в 79 - допускали соседство с русскими. Эту характерную особенность подметили и авторы капитального географического описания России: «Малоруссы живут частью отдельными слободами, частью вместе с великоруссами, но почти никогда с другими народностями». Показательна и запись в церковной летописи села Николаевки (ныне Волжского района): «Живут, как истые малороссы, с великороссами не мешаются, т.е. не вступают в брак с великороссиянами, если и берут некоторые на воспитание детей у земского благотворительного заведения, они в среде воспитывающих их становятся истыми малороссами».

О быте и общественной жизни самарских украинцев имеются свидетельства авторов XIX - начала XX века. Они отмечают трудолюбие, честность и живой ум «малороссиян», их приверженность традициям дедов и отцов. Сохранялся устойчивый интерес к Украине и украинской культуре. Так, покровцы в 1900 году организовали два драматических кружка, которые быстро освоили репертуар украинской классической драматургии. В губернии проходят гастроли украинских артистов и театральных трупп. В 1903 году в Самарском театре играла талантливая украинская актриса М.К. Заньковецкая.

С самарской землей связана жизнь и деятельность многих выдающихся украинцев. В сентябре 1857 года, возвращаясь из ссылки, Самару посетил Т.Г. Шевченко. Поэт оставил запись в своем дневнике: «Огромнейшая хлебная пристань на Волге, приволжский Новый Орлеан! И нет порядочного трактира! О, Русь!..». В 1873-1875 годах в Самаре служил судебным следователем и публиковал театральные рецензии в «Самарском справочном листке» популярный впоследствии киевский фельетонист П.А. Андреевский. В 70-е годы XIX века видный украинский этнограф П.С. Ефименко работал секретарем Самарского губернского статистического комитета. В 1883 году в Самаре жил и работал знаменитый журналист В.А. Гиляровский, а писатель В.Г. Короленко в 1888 году сделал рисунок «Начало Жигулей у Ставрополя». С 1901 по 1910 год архитектором Самарской городской управы был Ф.А. Черноморченко, построивший ряд примечательных зданий города.

В феврале 1911 года демократическая Россия отмечала 50-летие со дня кончины Т.Г. Шевченко. На это событие откликнулись самарские газеты, а 8 марта в театре «Олимп» состоялся Шевченковский вечер, который подготовила гастролировавшая в Самаре украинская труппа И.Л. Сагатовского.

Первая мировая война резко увеличила численность украинского населения Самарской губернии. В результате переселения, эвакуации, размещения воинских частей число украинцев достигло 320 тысяч человек. Заметно возросло украинское население губернского центра. Февраль 1917 года, провозгласивший демократические свободы, ускорил возрождение украинской государственности, которую горячо приветствовали украинцы, проживавшие на территории России. 29 марта в зале Самарского общественного собрания была организована Украинская Рада, а через месяц в Самаре появилось Украинское войсковое товарищество имени гетмана Дорошенко. Война продолжалась, и украинцы из дислоцированных в Самаре и губернии воинских подразделений добились формирования национальных частей и отправки их на фронт.

Не меньший патриотизм проявляло и гражданское население. Украинская общественность Самары направила в городскую Думу заявление по поводу Самарского знамени, которое в свое время жители города послали болгарским дружинам, сражавшимся против турецких поработителей. Поскольку теперь Болгария предала общеславянские интересы и выступила на стороне Германии, украинцы настаивали на возвращении святыни в Россию. 8 октября в Самаре прошел Съезд представителей украинских организаций губернии, наметивший широкую программу культурного развития украинского населения. Среди ученых-украинцев, преподававших в Самарском университете, выделялась фигура литературоведа и библиографа А.В. Багрия, который в 1918 году был еще и консулом Украинской Державы в Самаре.

Установление большевистской диктатуры и гражданская война стали общей трагедией всех народов России. Самарская украинская Рада прекратила свое существование. Зато появились секция украинских коммунистов при Губкоме РКП(б) и украинский подотдел губернского отдела народного комиссариата по делам национальностей. Они вели большевистскую пропаганду в губернии, формировали коммунистические группы из «украинцев без различия пола и национальности» для отправки на Украину и пытались даже создать Первую Червонную Днепровскую дивизию. Украинская интеллигенция отказывалась сотрудничать с коммунистами, а крестьянство украинских сел участвовало в мощных антибольшевистских восстаниях, сотрясавших Среднее Поволжье.

Ужасный голод в Поволжье жители Украины приняли близко к сердцу. Одна только Полтавщина приютила 10 тысяч детей с Волги. Многие из них так и остались потом на Украине. В 1921-1922 годах Украина направила в Поволжье и другие регионы России более 31 миллиона пудов хлеба. Кстати, организация борьбы с голодом в Самарской губернии легла на плечи тогдашнего председателя губисполкома и горсовета украинца В.А. Антонова-Овсеенко.

В 1920-1921 годах в губернии еще работали 22 украинских школы первой ступени, 3 детских дома, 32 народных дома и избы-читальни, клуб, 7 библиотек и 10 пунктов ликвидации безграмотности. В последующие годы упоминается лишь 12-15 украинских школ, которым уже был отмерен недолгий век. Сократилась и численность украинского населения губернии. В 1926 году здесь проживает 80 тысяч украинцев.

В 1932 году в Средневолжском крае начали издавать газету на украинском языке «Путь к коммунизму». Успело выйти 56 номеров. В 1932-1933 годах сталинское руководство нанесло жестокий удар по украинским школам и печати в России. Волна политических репрессий, прокатившаяся по стране, окончательно сняла с повестки дня вопросы национального развития и просвещения. Из погибших безвинно военачальников назовем командующих войсками Приволжского военного округа украинцев И.Ф. Федько и П.Е. Дыбенко.

Отметим и факты культурной жизни Самары-Куйбышева. В 1931 году солисткой Самарского оперного театра стала выдающаяся украинская певица О.А. Петрусенко. И в том же году на должность главного хормейстера театра был принят сын основоположника украинского профессионального театра В.М. Кропивницкий. А одним из самых популярных артистов драмтеатра был украинец П.Я. Свичеревский, расстрелянный в разгар сталинских репрессий в 1938 году.

Во время Великой Отечественной войны в Куйбышевскую область поступило оборудование Первомайского, Черкасского и Одесского сахаропесочных заводов, Очаковского кирпичного завода, в Сызрань эвакуировали Днепропетровский завод химпластмасс, в Похвистневский район - Павлоградский обозостроительный завод.

Украинцы-волжане мужественно сражались на фронтах. Звание Героя Советского Союза получили С.Ф. Зинченко из Большечерниговского района, исаклинец И. Г. Зиненко, уроженец села Павловки Алексеевского района И.С. Ефременко. Знаменательно, что первым среди самарцев Героем Российской Федерации стал украинец Г.С. Кириченко, спасший жизни 52 бойцов.

Типы поселений. Более распространенной формой поселения украинцев являлась кучевая или беспорядочная, при которой усадьбы располагались без видимого порядка, разделялись кривыми улицами и переулками. Многодворный тип поселения у северных украинцев представлял собой уличную или линейную форму деревни - в этом варианте усадьбы вытягивались в одну линию вдоль реки (водоема) или дороги. Однодворный тип поселения - хутора появился довольно поздно у украинцев и казаков.

Типы жилья. Характерным для северной и частично западной части Украины является срубное жилище (хата) из бревен, уложенных горизонтально и связанных в венцы. Срубное жилище украинцев отличается от русского и белорусского наружной обмазкой его глиной. В центральной и южной части Украины известен переходный тип жилища - плетневые и камышовые постройки на деревянном каркасе и особые постройки на столбах или на сохах. Снаружи стены обмазываются глиной и белятся. На крайнем юге Украины в зоне безлесной степи преобладают глинобитные, саманные, каменные постройки.

Типичная для украинской хаты четырехскатная крыша в ранний период изготовлялась из соломы, уложенной ровными снопами под щетку, позднее для этого применялась черепица и железо. Для западных регионов Украины, особенно Карпат, характерны крутые и высокие крыши. В Карпатах и некоторых районах Полесья кровельным материалом служило дерево (гонт, плахи, драниця).

Традиционный интерьер украинской хаты: Печь, обращенная устьем к продольной стене с окнами, всегда ставилась в углу у входа. По диагонали от нее находился парадный угол (покуть, червоний кут), на стенах которого вешали иконы, украшенные ткаными либо вышитыми полотенцами (рушник), тут же ставили стол, возле него - переносную маленькую скамеечку (ослiн), а слева - сундук (скриня). Вдоль тыльной стены (задня, запiчна, напiльна, примiстнга) хаты, между печью и боковой стеной (причiлкова) располагался деревянный помост (пiл, примiст), используемый днем для домашних работ, а ночью служивший спальным местом. Вдоль фасадной (чiльна, входова, передня) и боковой стен наглухо прибивали скамейки (лава), которые по праздникам застилали домотканными ряднами, а у богатых - коврами (килим). В углу у двери и над нею, напротив устья печи, устанавливали деревянные полки либо шкафчик (мисник, судень) для посуды, а на стене против устья печи - полки для хлеба и утвари. Пол (долiвка) в старой украинской хате был всегда глиняным, дощатый пол даже в жилище зажиточных крестьян встречался редко, и только в районах, богатых лесом (Карпаты, Полесье).

Традиционное хозяйство и промыслы. Основная традиционная отрасль сельского хозяйства украинцев - пашенное земледелие с преобладанием трёхполья. Обрабатывали рожь, пшеницу, ячмень, просо, гречку, овес, коноплю, лён; с конца XVII века - кукурузу, табак, со второй половины XVIII века - подсолнечник, картофель; из огородных культур - капусту, огурцы, свеклу, редьку, лук и др., арбузы и тыквы (в степных районах), с начала XIX века - помидоры и перец. Для украинцев издавна характерно приусадебное садоводство (яблони, груши, вишни, сливы, малина, смородина, крыжовник, в меньшей степени абрикосы, черешня, виноград) и домашнее скотоводство.