Многонациональный Самарский край

Костюм

В мордовских селах Самарской области традиционный костюм носили вплоть до 20-40-х годов XX века. В комплекс женского костюма входили: холщовая распашная одежда, набедренные украшения, головные уборы, нагрудные украшения из бисера, бус, раковин - каури, монет, жетонов. 

KostumMordv14Основу традиционного эрзянского и мокшанского мужского костюма составляет рубаха панар и порты понкс. Туникообразную праздничную одежду шили из тонкого холста, будничную - из полосатой пестряди. Ее носили всегда навыпуск, подпоясав шерстяным поясом церань каркс или ремнем кшна каркс. Кроили рубаху из одного полотнища, перегнутого поперек на плечах; бока шились из двух более коротких полотнищ, перегнутых в длину и пришитых к центральному полотнищу ниже рукавов. Рукава с боками соединялись квадратными ластовицами. Вышивка мужской рубахи располагалась по шейному и грудному вырезам, концам рукавов и подолу. Она выполнялась крестом, черными и красными нитками, ромбовидным, крестовидным и квадратным простым узором. При ношении подпоясанную рубаху спереди одергивали, расправляли переднее полотнище, а сзади собирали в складки. 

Мужские портки - понкст шили из двух прямоугольных полотнищ, которые служили штанинами. Между ними делали широкую вставку. 

Верхняя легкая одежда мужчин включала пиджаки с прорезными карманами серого или коричневого цвета. Праздничные кафтаны шили со сборами сзади из черного сукна или покупной ткани. Мужская верхняя теплая одежда сумань, который носили, подпоясав толстым шерстяным кушаком, и чапан по покрою имели сходство с женской. Зимой носили овчинные полушубки и нагольные теплые шубы - ор, на голове из войлока или меха - треух, белые и черные валяные шляпы, картузы. Герои мордовского фольклора носили обычно круглую шляпу, которую на свадьбу украшали перышками.

Мордва носила двухпяточные лапти (карть). Лычки нарезались очень узко, что определяло их красоту и более высокую прочность. Для мордовских лаптей характерно косое плетение, трапециевидной формы головка, низкие борта, специальные витые петли по бокам и сзади для обор. Плели их из липового или вязового лыка. Рабочие лапти плели из 5, а праздничные из 7 или даже 10 лык. 

Старинный мордовский лапоть имел запятник – карьбуло – особый приплёт из лыка, напоминающий сорочий хвост. В длину он достигал 12, в ширину - 2-3 сантиметра. При обувании его прикладывали к икре и заматывали портянкой, благодаря чему лапоть прочно держался на ноге.

С лаптями на ноги накручивали белые портянки пракстат из толстого неотбеленного холста, которые сверху обматывали узкими полосами белой ткани пильге петькст. Наиболее красивыми были оборы, сплетенные на пяти пяльцах из пяти двойных льняных ниток. Повсеместно были распространены сапоги кемть, кямот со сборами и острыми носками. Мордовский тип сапог со сборами в нижней части голенища был утрачен на территории региона в XIX веке. В восточных регионах расселения мордвы ценились «писаные» валенки - белые, с красной шерстяной строчкой на голенище.

Мокшанский и эрзянский варианты одежды имели существенные различия.

Эрзянская одежда Самарского региона по особенностям покроя и оформлению делится на несколько локальных групп: западная – Кошкинский район, где живут выходцы из Нижегородской губернии; центральная - Шенталинский и Челно-Вершинский районы, где живут переселенцы из Симбирской, Пензенской и Казанской губерний; восточная - Клявлинский и Исаклинский районы, где живут выходцы из Пензенской, Симбирской, отчасти Нижегородской губерний.

KostumMordv17Основу женского костюма эрзи составляла рубаха панар или покай. Древний покрой представлял собой два сшитых вместе полотнища холста, которые складывались пополам по утку, образуя стан рубахи. Рукав пришивался без проймы, в основе крой имел прямоугольник. В начале XX века подобную рубаху носили с кофтой и передником. В большинстве у эрзян рубаха кроилась из трех полотнищ холста - центральный холст складывался по утку пополам, по бокам вшивались короткие полотнища, образуя в верхней части стана квадратную пройму для рукавов. Рукава немного не доходили до запястья. Покай известен, как верхняя парадная одежда, надеваемая по торжественным дням поверх нижней рубахи. Покай надевали девушки с наступлением совершеннолетия (16 - 20 лет), когда в первый раз шли на девичий праздник пивань кудо. Покай передавался по наследству. Его отличала богатейшая вышивка - плотная, орнаментально сложная, покрывающая рукава, грудь и подол сверху до низу в несколько рядов (до 5) по спине и бокам, широкой полосой проходящая спереди. В преобладающих - красных, черных и синих тонах отмечаются вкрапления зеленого и желтого тона вышивки, выполненной специальными швами с геометрическим орнаментом. Вышивка так плотно закрывала холст, что превращала его в ткань с нарядной ковровой фактурой. Богатый арсенал технических приемов (эрзянская звездочка, мордовский полукрест, шитье в елочку, косая стежка, набор) делал поверхность вышивки рельефной, где немаловажную роль играл светотеневой эффект. В XX веке покай постепенно вышел из употребления.

К верхней эрзянской распашной одежде относится руця, оршамка, напоминавшая халат. Руцю надевали поверх рубахи по праздникам. В недалеком прошлом руця четко подразделелялась по назначению - истяк чинь руця - будничная, аварькшнема - плакальная, кулома руця - смертная. 

KostumMordv19Руця молодых женщин была более нарядной, чем пожилых. Для пошива руци применялся хорошо отбеленный холст - посконный, позднее хлопчатобумажный. Она вышивалась тонко спряденными шерстяными нитями с добавлением золотой мишуры. Покрой руци аналогичен покрою рубахи с квадратной проймой.

Локальные варианты руци выделяются по вышивке: более скромная - в восточных, массивная - в центральных районах. Вышивка на руцах располагалась на груди, окаймляла полы, подол и рукава, узкие полосы вышивок спускались с плеч до груди. Эрзянки носили руцю с поясом каркс или набедренным украшением.

Неотъемлемой частью женского костюма был передник с грудкой и без грудки - покрышка. Он был богато украшен бронзовыми пронизками, подвесками, колокольчиками, позднее - жетонами, нитками бисера и бус. 

Одним из видов несшитой поясной одежды являются набедренники. В Самарской области известен наиболее архаичный вид - пулагай без валика, пулокаркс - прямоугольное полотнище грубого холста размером 40 х 50-60 см, сплошь вышитое шерстью или обшитое кумачом с нашитыми рядами разноцветного бисера, раковин-каури, позумента, в чередовании с металлическими бляшками и кистями из бисера. Края обшивали бахромой из шерсти или шелка. Набедренник с толстым валиком и длинной черной бахромой суре пуло, с рудиментами боковых подвесок в виде поднизи из бисера в ряде районов называли пулакш. Он входил в комплекс девичьего и женского костюма муниципальных районов Исаклинский и Клявлинский. В отличие от пулокаркса, пулагай и пулакш имели валик (щиток прямоугольной или трапециевидной формы).

 Праздничные набедренники - рисьме вельде каркс - включали подвески на цепочках. В праздничном костюме набедренники дополняли боковыми полотенцами, а в комплексе с передником весь ансамбль составлял род несшитой поясной одежды, закрывающий подол рубахи до пояса.

MordvUkrash1Особое место среди украшений мордвы занимали бусы, бисерные воротники и фибулы. Эрзянская фибула изготовлялась из толстой медной проволоки, изогнутой в форме овала с незамкнутыми расплющенными концами, со вставками из красных или черных стеклянных бус. Самобытным эрзянским украшением была колодка, камышка, представлявшая род нагрудника. Декоративная верхняя часть его в виде сетки из стекляруса, бус, монет дублировалась на твердую основу (колодку). «Колодка» в процессе эволюции слилась с передником игельга паця, образовав запон. В ансамбль украшений мордвы-эрзи органично входили круглые воротники на твердой основе - борок, гагатка, лыйнимкат, имевшие форму подковы. К роду гривен довольно близки украшения из проволоки и серебряных монет — сият, сия наряд. Некоторые виды нагрудных украшений были заменены лентами, которые спускались от плеча по груди или служили частью подвески-оберега - гайтана, хрест ведьме, ленточка хрест.

Обязательной частью женского костюма был пояс - вигенесэ каркс, паро каркс, дразнимка каркс, руця лангонь каркс. Концы пояса и набедренника украшались подвесками из бус, бисера, пуговиц. Своеобразным украшением был небольшой кармашек - лакомка, который шили из разноцветных лоскутков или вышитых фрагментов старой одежды.

KostuMord1BigЗнаковые признаки возрастной зрелости и социального положения наиболее ярко проявлялись в головных уборах. Девичьи головные уборы эрзи делились на открытые и закрытые - пря суре, коня лента, кокол паця. Налобную ленту украшали гофрированными оборами, розетками из лент, нашивками пуговиц и блесток. Кокол паця представлял собой косынку с треугольной лопастью на твердой высокой основе. Его носили до замужества, после одевали сороку прямоугольной формы. Массивная полуцилиндрическая по форме сорока шлыган бытовала в восточных районах. Тип вышивки очелья и позатыленя различался: первое вышивали геометрическим узором в технике счетной глади или шитьем «в елочку», второе - рельефной вышивкой в виде эрзянской звездочки.

Старинным женским головным убором является чепец - сорока с высоким очельем на твердой основе. Его налобник, плотно вышитый красно-коричневыми и черными нитями, декорировали позументом, рядами блесток, бисера, цепочек. Длинный позатылень был дополнен рельефом подвесок из кисточек и цепочек с жетонами. В будни женщины носили чеклик - небольшую шапочку, форма которой была рассчитана на прическу из двух кос, уложенных венцом вокруг головы.

Теплая женская одежда мордвы-эрзи шилась из сукна и меха. Наиболее распространенным видом теплой одежды был сумань из черного сукна (род пальто). 

KostuMord2BigПо праздникам эрзянки носили полусапожки коты, с острыми носами, отделанные медными бляшками и зубчато вырезанными кромками голенищ. В начале XX века в обиход вошли коты, напоминавшие глубокие калоши из кожи. 

Мокшанская рубаха, в отличие от эрзянской, была короче и шире, с длинными рукавами, без воротника, с треугольным или трапециевидным вырезом на груди. В конце XIX века мокшанки стали носить белую рубаху под платьем нула, сарапан, кафтонь-крда, сшитым на кокетке, с длинными рукавами и высоко пришитой оборкой из красного или бордового сатина. Под рубахой мокшанки носили штаны понкст с широким шагом из белого холста. Традиционная обувь - лапти с онучами, характерно надевание на онучи коротких шерстяных наколенников цюлка почкт, а по праздникам - обертывание шерстяными красными обмотками серьгат. Кожаные со сборами по верху голенища сапоги обшивали красным сафьяном, ниже шла узорная строчка и медные бляшки. Сапоги имели широкий задник с вбитыми медными шляпками и каблук с медными подковами.

Интересна манера ношения рубахи у мордвы-мокши. Её отличительной чертой являлся пышный объём, который создавался посредством напуска пазухи спереди. Подол выравнивали, убирая на пояснице ткань одежды в небольшие поперечные складочки, которые фиксировались по бокам под пояс.