Историко-этнографический очерк
Мордва является самым крупным финно-угорским народом Самарской области (65 447 человек, 2,1 % от общей численности населения).
Мордва – мордвины, мордовцы, эрзя (самоназвание) - самый многочисленный этнос финно-угорской языковой группы в Российской Федерации (843,4 тыс. человек, 2002). Общая численность мордвы в Российской Федерации, по сравнению с данными переписи 1989 года, сократилась на 268,142 тыс. человек, в Самарской области - на 30,475 тыс. человек, с 3,6 до 2,7%.
В Республике Мордовия в настоящее время проживает менее трети всего мордовского населения (283,9 тыс. человек). Остальная часть расселена в Российской Федерации сравнительно небольшими группами на огромной территории от Калининградской области до Дальнего Востока, а с конца XIX века в Южной Сибири и Закавказье. По данным переписи 2002 года в Пензенской области насчитывалось 70,8 тыс. человек, Оренбургской - 52,7 тыс. человек, Ульяновской - 53,1 тыс. человек, Нижегородской - 25,9 тыс. человек, Саратовской - 16,6 тыс. человек, Челябинской - 18,2 тыс. человек, в Республиках Башкортостан - 26,1 тыс. человек, Татарстан - 23,3 тыс. человек, Чувашия - 16,4 тыс. человек.
В Самарской области наибольшее количество мордвы проживает в городах – более 64 тысяч человек, в сёлах – более 22 тысяч человек. Сельское население сосредоточено в 13 районах в 120 населенных пунктах. Наиболее компактно мордва-мокша и эрзя живут в муниципальных районах Клявлинский – 27 населенных пунктов (29,8% от общего числа жителей муниципального образования), Исаклинский – 15 (22,4%), Шенталинский – 19 (19%), Похвистневский – 14 (17,5%). Кроме того, 11 населенных пунктов с эрзянским или мокшанским населением имеется в муниципальном районе Ставропольский, 9 – в Челно-Вершинском, по 6 – в Красноярском и Кошкинском, 4 – в Борском, 3 – в Волжском; 2 – Шигонском, по одному – в Кинельском, Богатовском и Большеглушицком.
Этноним мордва объединяет несколько этнических групп, самые многочисленные из которых эрзя и мокша. Эрзя населяет восточные районы Республики Мордовия, мокша – западные и южные. В Самарской области эрзя расселена, в основном, на левобережье Волги, мокша – на правобережье. К мордве относятся также каратаи, испытавшие на себе влияние татар (Камско-Устьинский район Республики Татарстан), терюхане - обрусевшая мордва (Дальне-Константиновский район Нижегородской области) и шокша - локальная группа эрзи, имеющая мокшанские и русские языковые заимствования (Теньгушевский и Торбеевский районы Республики Мордовия).
Этническая история. Формирование мордовского населения на территории Самарского края.
Этноним «мордва» не является самоназванием народа. По своему происхождению это слово связано с иранскими языками («mord» - человек, мужчина). Этноним эрзя восходит также к иранской лексике (arsan — мужчина, герой, самец). Этноним мокша связан с индоевропейским гидронимом Мокша (санскрит moksha — проливание, утекание, освобождение).
Первое письменное упоминание о мордве относится к середине VI века нашей эры. Придворный историк готских королей Иордан в труде «О происхождении и деяниях гетов» («Getica») называет «морденс» в числе племен, покоренных готским королем Германарихом. Позднее этим же этнонимом древнемордовские племена называют и византийские источники. Константин VII Багрянородный в сочинении «Об управлении империей» (X век), определяя расстояния от Печенегии до пограничных земель, упоминает страну Мордию, расположенную в десяти днях пути. Этнонимы эрзя (арису) и мокша (моксель) встречаются в послании хазарского кагана Иосифа, датируемого тем же временем, а также в путевых записках монаха-путешественника Гильома Рубрука (XIII век).
Одни из первых письменных свидетельств об эрзе содержатся в трудах древнегреческих географов Страбона (аорсы) и Птолемея (аорситы). О народе Arsaja (Ersaja), царь которого "находится в Arsa (Ersa), откуда вывозят чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец", сообщал арабский географ и путешественник Ибн – Хаукаль (Х век).
Начиная с XI века этноним «мордва» в различных написаниях встречается в русских летописях: «А по Оце реце, где втечеть в Волгу… мордва свой язык… А се суть инии языци, иже дань дають Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемись, мордва…». «Того же лета бися Ярославъ с мордвою месяца марта в 4 день, и побежден бысть Ярославъ» (1103 год).
В русских источниках этнонимы "мокшана", "мокшане" впервые упоминаются в "Книгах письма и меры" писцов Д.Пушечникова и А.Костяева в 17 веке. Этноним эрзя встречается позднее – с ХVШ века. То есть, мордва во взаимоотношениях с русскими выступала как единая этническая общность, как один народ, что и отразили летописи.
Вопрос об этногенезе мордвы до сих пор остается предметом острых дискуссий. Многие исследователи считают прямыми предками мордвы племена городецкой культуры VII в. до н.э. – I в.н.э. Она изучена по селищам и городищам, расположенным на огромной территории – от верховий Дона на западе до Самарской Луки на востоке, от среднего течения Оки на севере до города Саратова на юге. Могильников племен городецкой культуры не обнаружено. Диагностирующим ее признаком является рогожная или сетчатая керамика. Городецкие лесные племена были скотоводами и охотниками, владели косторезным и гончарным ремеслами, знали ткачество, прядение и плетение. Однако черная металлургия у городецкого населения была развита довольно слабо, цветной не было вообще. В Самарской области следы городецкой культуры найдены археологами на городищах Белая Гора, Каменная Коза, Лбище, селищах у поселка Новый Путь, у села Новинки на Самарской Луке и др.
Формирование мордовского этноса происходило в междуречье Оки, Цны и Волги. Здесь исследованы археологические памятники древнемордовских племен I тыс. н.э. Культура мордвы того времени характеризуется высоким уровнем развития различных промыслов и связанных с ними орудий труда. Широко использовались черный и цветные металлы.
В погребениях найдены орудия труда, связанные с земледелием. Исследованы богатые захоронения военных начальников или старейшин племен с железными боевыми топорами, мечами, наконечниками стрел, колчаном со стрелами. Наиболее известны среди археологических памятников того периода Кошибеевский и Армиевский могильники.
Исследователи, наряду с городецким, называют другие этнические и культурные компоненты, участвовавшие в сложении мордовского этноса. По археологическим данным, в I в. н.э. на обозначенные территории проникают прикамские восточно-пьяноборские племен. Появляется грунтовой обряд погребения с рядовым расположением могил.
Исследованы разнообразные типы украшений, имеющих аналогии в пьяноборских могильниках. Нельзя не отметить и западное влияние позднезарубинецких и позднедьяковских племен, на которое указывает характер керамического материала, появление чернолощенной посуды и некоторых типов женских украшений.
К V-VII векам н.э. образовались два крупных племенных союза мордвы – эрзя и мокша. Территория по рекам Пьяне, Алатырю и Суре была эрзянской, а по Мокше, Ваду и Иссе - мокшанской.
Важным моментом в изучении этногенеза мордвы является вопрос об этнической принадлежности буртасов. Так, арабские источники X века называли народы, обитавшие между Хазарией и Камской Булгарией. Ибн Русте, например, писал, что буртасы подчинены хазарам и «выставляют в поле 10 тыс. всадников… нет у них верховного главы». Ряд исследователей (В.В.Гольмстен, Е.И.Горюнова, А.П.Смирнов, В.В.Бартольд) полагали, что этим этнонимом источники называли мордву-мокшу.
В VIII веке на юго-востоке Восточной Европы формируется Хазарский каганат. О зависимости мордвы от хазар сообщают арабские источники. В это время до 6 метров вырастают валы на городищах, а в культурном слое появляются обломки наконечников копий, железных стрел и остатки кольчуг. Древней мордве в этот период приходилось бороться еще и с печенегами и камскими болгарами. Однако мордва и сама, судя по сообщениям арабских авторов, нападала на своих врагов: «На болгар и печенегов, будучи сильны и храбры, производят они набеги».
С Х века начинает усиливаться Камская Болгария. В ее подчинении оказались многие народы, платившие когда-то дань Хазарскому каганату, в том числе и мордва. Болгарские дружины периодически совершали набеги на мордовские земли, собирали дань мехами, медом и воском. В конце Х века происходит укрепление русского Киевского государства. Походы Святослава на хазар и болгар, скорее всего, освободили мордовские племена от хазарской зависимости.
Погребальный инвентарь мордовских могильников IX-XI веков – Лядинского, Томниковского, Перемчалкинского и других – отражает сложную политическую ситуацию того времени. Произошли изменения в области вооружения: появились особые формы топоров и сабель. В этот период мордва по-прежнему занималась своими традиционными промыслами – охотой, бортничеством, рыболовством и скотоводством. Основным занятием мордвы было земледелие.
Находки в мордовских памятниках этого периода типично славянских вещей - пряслиц из розового шифера, браслетов сложного плетения, призматических сердоликовых бус и т.д. - подтверждают факт общения мордвы с восточными славянами. Обряд трупосожжения, характерный для могильников мордвы того времени, также свидетельствует о славянском влиянии.
XI-XIII века в истории мордвы характеризуются зависимостью от камских болгар, участием в ожесточенной борьбе с русскими княжествами. Неслучайно Русские летописи сообщают о существовании в этот период, как открытых поселений, так и укрепленных «твердей», где мордва пряталась от врагов. В Русских летописях первой половины XIII века упоминается о двух мордовских князьях Пургасе и Пуреше. Политика инязора - великого хозяина - Пургаса была ориентирована на болгар. Территория «Пургасовой волости» являлась районом преимущественного расселения эрзи. Мокшанский оцязор - великий хозяин - Пуреш был вассалом владимирско-суздальского князя Юрия II Всеволодовича. Эти князья, сосредоточив в своих руках военную и политическую власть, вступали в договорные отношения с русскими князьями или болгарскими ханами и, действуя по обстоятельствам, являлись либо их союзниками, либо их противниками, что приводило к выступлениям друг против друга в составе чужеродных войск.
В I236 году татаро-монгольские войска, объединенные под властью дома Чингизидов, покорив государства Средней Азии, Ирана, Закавказья, а также башкир, удмуртов, камских болгар, двинулись на Правобережье Волги. Венгерский монах Юлиан, путешествовавший в том же году по Восточной Европе, писал, что при вторжении монголов в “царство мордванов (мордвинов) … там было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться...” Первый князь, упомянутый Юлианом, был скорее всего оцязор Пуреш, заключивший с монголами договор об уплате дани. Кроме того, согласно источникам, Золотая Орда использовала мокшу в качестве военной силы. Посол Людовика IX Святого Гильом Рубрук, сообщает в своей книге о гибели мокшанского князя и его войска в составе татаро-монгольских сил в Германии. Между тем эрзянский инязор Пургас отправился в “весьма укрепленные места” – район Нижнего Новгорода, куда стекалось большое количество непокоренной мордвы. Окончательное покорение мордвы происходит в 1242 году.
Походы Бату-хана и его полководцев привели к ослаблению мордовских земель. Армия разгромлена, часть воинов, включенная в состав войска победителей, погибла на чужбине, хозяйство разрушено, множество людей погибло, разбежалось или уведено в плен. Численность мордвы после этих войн не составляла более 60–70 тысяч человек. Мордовское население, как и другие покоренные народы Восточной Европы, было включено в состав Золотой Орды. На мордву была наложена дань - ясак, часть селений была превращена в пепелище, а поля и другие угодья - в пастбища для скота.
Однако, несмотря на тяжелейшие последствия завоевательных походов, дальнейшее развитие экономической структуры мордовских земель не прекращалось, а процессы освоения новых земель и организации ремесла и торговли вышли за пределы коренного расселения мокши и эрзи.
Формирование мордовского населения на территории Самарского края. Первые группы мордовского населения появились на территории Самарского Поволжья в эпоху Золотой Орды. В настоящее время известно 12 археологических памятников того времени, где обнаружены артефакты с чертами, характерными для материальной культуры мордвы: три грунтовых могильника, семь поселений, городище и клад вещей.
Семь памятников компактно расположены на левобережье Волги на территории Самарской Луки: поселение и могильник у села Муранка, поселения у сел Березовка, Печерские Выселки, грунтовый могильник у поселка Усинский, Междуреченское городище и клад вещей у села Губино. Памятники волжского правобережья достаточно удалены друг от друга. На территории города Самары, на краю первой надпойменной террасы берега Волги, располагались Барбашинский могильник и одноименное поселение. В среднем течении реки Большой Кинель – Сухореченское селище и в бассейне реки Черемшан – Верхнехрящевское поселение. Селище у села Кануевка по своему расположению тяготеет к группе левобережных памятников.
Поселения были основаны Золотой Ордой в конце XIII – начале XIV веков в качестве перевалочных пунктов на волжском караванном пути. Заселение их мордвой и другими покоренными народами носило принудительный характер. В этот период мордовское население жило в поселках смешанного в этническом плане типа: совместно с болгарами и (или) русскими.
Самый крупный из населенных пунктов того времени, где в числе прочих этносов проживала мокша, располагался на реке Усе у села Муранка. Здесь В.Н.Поливанов в конце XIX века и А.Е.Алихова в 1950 году проводили раскопки могильника. Всего на площади 1,7 га было раскопано 483 погребения, однако значительная часть памятника была разрушена еще в конце XIX века. По подсчетам А.Е.Алиховой в могильнике было захоронено около 5 тысяч человек.
Материалы Барбашинского могильника, где в 1935 году вел раскопки Б.А.Латынин, фиксируют как эрзянские погребения с северной ориентировкой, так и мокшанские – с южной. В Усинском II могильнике были захоронены представители мокши, эрзи, мусульман и мира кочевников.
По материалам раскопок погребальных памятников золотоордынского периода мордвы-мокши на территории Самарского Поволжья известен пулокерь – оригинальный тип накосника, не встреченный более ни у одного из известных народов. Косу (либо незаплетенные волосы) «упаковывали» в футляр из дерева, который затем перевивали бронзовой проволочкой, полоской кожи, либо тем и другим попеременно.
Послеордынское время для мордвы было достаточно тяжелым периодом. Была истреблена большая часть населения, жизнь в уцелевших поселениях замерла.
Письменные источники того времени весьма скудны. Археологические памятники мордвы конца XV-XVI веков на территории нашей области пока не найдены. После распада Золотой Орды можно предположить уход основной части мордвы на свои исконные или сопредельные с ними территории. По подсчетам В.И.Козлова, занимавшегося проблемами расселения мордвы, к концу XVI века общая численность мордвы не превышала 100 тысяч человек. Мордовские селения того времени насчитывали 7-10 дворов и располагались, в основном, в гуще лесов, куда не могли добраться орды кочевников. В отдаленных местах лесных промыслов мордва сооружала временные жилища - «зимницы».
Вторая волна проникновения мордовского населения на территорию Самарского Поволжья, согласно историческим источникам, начинается с середины XVI века. Переселение мордвы на данные территории было обусловлено социально-экономическими причинами и имело самостоятельный характер. Первоначально мордовский народ начал осваивать северо-запад области – полуостров Самарская Лука, богатый в природном отношении и достаточно закрытый и «глухой» уголок. Мордовские бортники искали спокойные и благоприятные территории для своих ухожаев, но на новых местах, однако, еще не селились, опасаясь казацкой вольницы.
Основными причинами переселения эрзи и мокши в Самарское Заволжье были насильственный захват мордовских земель русскими помещиками и монастырями, увеличение податей и налогов, насильственная христианизация, опасность репрессий за активное участие в народных движениях ХVII столетия, естественный прирост населения, интенсификация хозяйства и иные экономические и социальные аспекты.
Первые поселения мордвы в Самарском Поволжье появляются на волжском правобережье во второй половине XVII века практически одновременно с русскими. Причем населяла их первоначально мокша. Об этом свидетельствуют материалы могильников, расположенных на территории Самарской Луки у сел Шелехметь, Бахилово и Торновое.
На территории будущего Ставропольского и Самарского уездов с 1700 года существовали мордовские поселения Нижнее и Верхнее Санчелеево, основанные выходцами из Казанского и Арзамасского уездов. В 70-80-е годы XVII века появилась крупная группа русско-мокшанских селений в Ставропольском уезде: Лопатино, Узюково, Подстепки и Ягодное. Они возникли в результате государственной политики колонизации территории Заволжья. В их заселении приняла участие не только мокша из основных районов своего расселения, но и мокшанские группы, переселенные феодалами Казанского ханства в пределы своей территории.
На левобережье Волги первые поселения мордвы появились во второй половине XVII века, после строительства Закамской сторожевой линии вдоль реки Черемшан. Колонисты двигались с севера и северо-запада – из Нижегородского, Арзамасского, Алатырского и Казанского уездов, заселенных в основном мордвой-эрзей. Наиболее крупные группы населения осели в лесостепном районе к северу от реки Кинель.
На левом берегу Волги могильники эрзи XVIII века известны у сел Верхний Сускан – недалеко от впадения реки Черемшан в Волгу, Сиделькино – в среднем течении Черемшана, Утевка и Коноваловка – в бассейне реки Самары.
К концу XVIII века территория расселения мордвы в Самарском крае значительно расширилась – она полностью охватила Ставропольский, Самарский, Бугульминский, Бугурусланский и северную часть Бузулукского уездов. Здесь формировались целые массивы мордовских поселений, которые размещались чаще всего изолированно от поселений других групп населения. Иногда мордва оказывалась в тесном контакте с русскими, чувашами, татарами. Так, уже в 1747 году в селе Сиделькино (Челно-Вершинский район) из 190 мужчин 121 были эрзя, 64 – чуваши.
В этот же период начинается освоение мордвой южных районов Самарского Поволжья, где она не создавала новых поселений, а селилась уже в существующие с инонациональным населением, что способствовало началу её активной ассимиляции.
Колонизация земель Самарского Поволжья сочетала в себе несколько направлений – правительственную, церковно-монастырскую, владельческую и вольную. Эрзянское и мокшанское население участвовало, главным образом, в вольной колонизации и отчасти в государственной в числе «служилых инородцев», направленных на Карлинскую (XVI век), Симбирскую и Закамскую (XVII век), Ново-Закамскую и Самарскую (XVIII век) укрепленные линии.
Для миграции мокши и эрзи в XX веке наиболее характерно движение в города, где было развернуто масштабное промышленное строительство.
Мордовские языки.
Мордва говорит на двух близкородственных языках – мокшанском и эрзянском. Они относятся к финно-угорский языковой группе, которая вместе с самодийскими языками образует более обширную уральско-юкагирскую языковую семью. Существование в прошлом общемордовского или прамордовского языка-основы признается большинством лингвистов.
Мордовское население левобережья Волги, утратившее некоторую часть лексического массива, в основном сохранило свои языковые закономерности. В результате соседства с другими народами в его речи постепенно сформировался ряд особенностей, которых не было на прежней территории проживания. Тесные контакты с русскими привели к тому, что в некоторых говорах заволжской мордвы появились новые словообразовательные элементы или новые слова типа кислятка – щавель (умбрав - мокш., эрз.), ладом – все (сембе - мокш., весе - эрз.). Широкое распространение мордовско-русского двуязычия нередко приводит к утрате родного языка. С другой стороны, изоляция заволжской мордвы от других групп привела к сохранению в ее речи архаических черт. Так, в говоре села Старое Эштебенькино сохранились древнемордовские слова: кака – ребенок, вардыне – служанка; в говоре села Шелехметь: вастось – место.
Проживание мокши и эрзи в тесном соседстве нередко в общих селениях привело к смешению мордовских говоров. В некоторых селах наблюдается параллельное употребление мокшанских и эрзянских языковых форм.
Традиционное хозяйство мордвы Самарской области
Основу хозяйства мокши и эрзи составляло пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством и промыслами.
В структуре посевных площадей значительное место занимали черные хлеба - озимая рожь, овес, ячмень, полба, в Бузулукском и Бугурусланском уездах — пшеница. Мордва повсеместно выращивала также репу, коноплю и лен, со второй половины XIX века сажали картофель. В более южных селах на бахчах выращивали дыни, арбузы, тыкву, подсолнечник. Как промысел огородничество получило развитие у мордвы Бугульминского, Бузулукского и Ставропольского уездов.
Садоводство у мордвы Самарского края стало развиваться лишь с XX века.
Мордва Самарского региона долго сохраняла приверженность к древнейшему занятию бортничеством. Многочисленные русские и иностранные источники отмечали традиционную любовь к этому занятию, его особую роль в хозяйстве эрзи и мокши. О широком распространении у мордвы пчеловодства говорят данные 1878 года: у русского населения отмечается 14030 пеньков (по 0,31 на каждого жителя), у мордвы — 13450 (по 0,4), у чувашей — 6550 пеньков (по 0,26).
Интересна традиция мордвы отмечать бортные деревья тешксом — знаком собственности. Позднее пришло колодное пчеловодство, а с конца XIX века - рамочное.
Сообщения П.И.Рычкова свидетельствуют о распространении охоты среди самаролукской мордвы, которая платила куничный и денежный ясак. Древними орудиями охоты у мордвы были лук и стрелы, копья, рогатины, ножи, кинжалы, капканы. Широко применялись ловчие сети, ямы, ловушки. Волков ловили «садком», медведя били рогатиной и ловили капканом с привязанной к нему на веревке массивной колодой.
Сохранились свидетельства о бытовании у мордвы соколиной охоты. Повсеместно мордва для охоты держала борзых или гончих собак.
Рыболовство у мордвы также было достаточно развито. Рыбу ловили различными способами - «заколами, мережами, городьбой, сетями, бреднями, удочками, лукошками».
Важными в хозяйстве мордвы были местные и отхожие промыслы. Заметное место среди них занимало сукноткачество (село Старые Сосны), смолокурение, приготовление древесного угля (село Старая Бинарадка), выжигание извести (Аманакская волость, ныне – Похвистневский район), производство кирпича (село Большая Каменка, ныне муниципальный район Красноярский), заготовка строительного материала, дров и т.д. Было характерно и гончарное производство. Важным подспорьем для семьи было занятие извозным промыслом, которым занимались жители довольно значительного числа сёл (Малая Глушица, Мордовские Липяги, Лесная Багана, Старая Шентала и т.д.): перевозили хлеб, рыбу, уголь, дрова как в пределах уезда и губернии, так и за ее пределы. В то же время для некоторых мордовских семей отходный промысел становился основным источником их существования. Были слабо развиты (в отличие от Мордовии) такие промыслы, как обработка дерева и металла.
Довольно обширные пастбища края способствовали разведению значительного количества овец простой разношерстной, черкасской (курдючная шерсть) и испанской тонкорунной пород. В большом количестве разводили и свиней на мясо и для щетины. В некоторых селениях практиковался и свободный выпас свиней, когда их на летнее время отправляли в лес и оставляли там до глубокой осени (село Старая Бинарадка). Птицеводство в мордовских селах было представлено повсеместно. Крестьяне держали кур, уток и гусей.
Поселения и жилища.
Подавляющее большинство поселений мордвы Самарского края располагалось вблизи естественных водоёмов – рек, ручьёв и ключей. Основными типами поселений мокши и эрзи являются деревни и села. В 30-е годы XX века распространяются и поселки, значительная часть которых к настоящему времени исчезла.
По характеру планировки селения мокши и эрзи Самарского Поволжья подразделяются на беспорядочные, концевые, рядовые, уличные и квартально-уличные. Наиболее традиционной формой является рядовая (собственно рядовая и многорядная).
Жилищем повсеместно служила деревянная рубленая изба куд, кудо. Наряду с избой в степных районах встречались и глинобитные дома. В XVII - XIХ веках курная изба занимала господствующее положение. Традиционное жилище мордвы делится на два типа: трехраздельное и двухраздельное. Трехраздельное жилище состояло из жилой части, сеней (кудонголь - мокш., кудыкелькс - эрз.) и горницы - горниця. Изба являлась постоянным местом проживания семьи. Горница же использовалась как для жилья, так и могла служить парадной комнатой или кладовкой, где хранилась утварь и продукты. Чаще всего все три помещения ставились под одну крышу. Дом располагался перпендикулярно улице.
Более широкое распространение имело двухраздельное жилище, расположенное перпендикулярно улице. Если же дом стоял параллельно улице, то сени располагались с ними в одну линию.
Традиционно деревянные дома рубили топором, ставили без фундамента или на невысоких деревянных столбиках - стульях. Для мордовских зодчих издревле были характерны способы угловой рубки с остатком – «в угол», «в чашу», когда врубка отступала на 1-1,5 см от концов брёвен.
Саманные дома делали из кирпичей, изготовленных из глины, перемешанной с нарезанной и высушенной на солнце соломой.
Дома были достаточно невысокими - от 13 до 17 венцов. Сруб конопатили мхом, паклей, реже соломой, а пазы между бревнами обмазывали глиной. Встречались жилища и со сплошной глиняной обмазкой. Преобладали четырехскатные крыши домов, крытые соломой внакладку. В целях предосторожности от пожара и раздувания ветра солому обмазывали глиной. В XX столетии материал для покрытия крыши менялся. В старых мордовских домах было малое число окон - одно выходило на улицу, второе - во двор. До появления стекла (XIX век) окна затягивали слюдой или пузырем животного.
В планировке домов мокши и эрзи прослеживаются заметные различия. Для мокши характерна южнорусская планировка - печь стоит в дальнем углу избы, а ее устье обращено к окну боковой стены; красный угол справа или слева от двери. Для эрзи близка среднерусская планировка - печь стоит в одном из углов при входе, устьем обращена к окнам в передней стене, выходящей на улицу, красный угол - напротив двери по диагонали от печи. Для старой мокшанской избы был характерен кершпиль - дощатый настил высотой от 25 до 35 см от пола, который занимал всё пространство между печью и задней стеной. Под ним хранили картофель. Для эрзянского населения региона характерно расположение над дверью полатей, что нередко встречалось и в мокшанской избе.
Вдоль стен избы располагались неподвижные широкие лавки - эзем, над которыми пристраивались полки - лавця. Для хранения мелкой посуды, небольших запасов хлеба и продуктов рядом с печью пристраивали самодельный шкаф - потмар. Иконы размещались в переднем углу, где стоял и стол.
Традиционная мокшанская и эрзянская усадьба делилась на саму избу, двор (пирьф - мокш., кардаз - эрз.), огород и собственно усадьбу.
Для мокшанского населения региона характерна разбросанная постройка двора, у эрзи встречались как открытые, так и закрытые дворы с однорядной застройкой.
В числе хозяйственных построек мордвы бытовали хлев, конюшни, сарай, баня, подвалы (включая и такую архаичную застройку, как виход), амбар. Архаичный виход представлял собой полуземлянку, состоявшую из двух камер, углубленных на 0,7 - 1 м в землю, покрытую двускатной крышей из дерна и каменной передней стеной. Чаще всего он служил для хранения от пожаров ценного имущества, одежды и зерна. Бани у мокши и эрзи были как наземные, так и земляночного типа. В комплекс мордовского двора, помимо этих построек, входили постройки для сушки, обмолота и хранения хлеба.
Строительство нового дома у мордвы сопровождалось соблюдением различных запретов и поверий, проведением обрядов. При выборе материала для строительства запрещалось рубить деревья в священных рощах, одиноко стоящие деревья (прощеные деревья) и деревья, стоявшие на перекрестке дорог. Особое внимание уделяли выбору места для строительства и времени (в новолуние при ясной погоде). При закладке нового дома совершали обряд жертвоприношения, при котором окропляли углы первого венца кровью курицы, клали под него деньги, шерсть.
При укладке матицы мордва проводила обряд «осевания» матицы зерном. В новый дом сначала пускали кошку или петуха. По представлениям мордвы в новую жилую постройку обязательно следует перенести угли со старого очага и пригласить хранительницу дома – Юртаву (эрз.), Кудаву (мокш). Дом считался полностью освоенным после совершения обряда од кудонь озкс.