Историко-этнографический очерк
ЧУВАШИ
В Самарской области проживает 101 358 человек (2010 год)
Самоназвание – чаваш.
Численность и расселение. Общая численность – более 1,5 млн. человек. Основное население Республики Чувашия (814,7 тыс. человек), небольшими группами проживают в Поволжье, Сибири, Казанстане, Украине и других странах СНГ. Численность чуваш в Российской Федерации – 1,4 млн. человек.
Антропологический тип – на стыке субуралского типа европеоидной расы и сублапаноидного типа монголоидной расы.
Родной язык – чувашский, относится к булгарской подгруппе тюркской группы алтайской языковой семьи. Чувашский язык сохранил в себе черты древнетюркского языка и множество лексических параллелей, свидетельствующих об исторических связях предков чувашей с древними монгольскими и тюркскими народами Центральной Азии.
Традиционная религия. Верующие в большинстве своем исповедуют православие, есть мусульмане.
Этнические группы – вирьял, анатри, анат-енчи. Вирьялы проживают в северных и северо-западных районах Чувашии, а анатри – южных и юго-восточных. На стыке этих групп находятся средненизовые чуваши (анат-енчи), близкие по языку к вирьялам, а по одежде – к анатри.
Этногенез и история заселения Самарской области. Историки выводят предков чувашей из древнетюркской этнолингвистической общности, формировавшейся в Центральной Азии в III тыс. до н.э., а в более поздний период (рубеж н.э.) - из протоболгарского единства. В первой половине I тыс. н.э. оногуро-болгары и савиры обосновались на Северном Кавказе, где образовали государства Великую Болгарию и Савирское царство. После их распада в VII в. часть болгар и сувары мигрировали на Среднюю Волгу и основали новое государство - Волжскую Булгарию (X-XIII вв.), разгромленную монголо-татарами. Булгарский период сыграл важную роль в формировании этнокультурного облика чувашей: заложил основы контактов с финно-угорским населением края.
Последующая история предков чувашей развивалась в пределах Золотой Орды, Казанского ханства, а с середины XVI в. – Русского государства. Формирование единого чувашского этноса шло в XIII-XVI вв. на основе консолидации земляческих групп булгарского населения, мигрировавшего в правобережные районы Волги, и ассимилированного финно-угорского населения. В XVI в. чуваши были вовлечены в общероссийский политический процесс. Христианизация, колонизация восточных земель, петровские реформы – все эти явления отечественной истории затронули чувашей непосредственно и привели к существенным изменениям в картине расселения и характере их этнической культуры. Одним из компактных чувашских «оазисов» является Самарский край.
На территории современной Самарской области чуваши появились в XVII веке. Первые поселения возникли на Самарской Луке (Ставропольский район) во второй четверти XVII в. Однако уже раньше, в конце XVI века, чуваши и мордва близлежащих уездов обрабатывали самаролукские земли «наездом», охотились в лесах. В маленьких, затерянных в укромных местах за лесами и буераками селениях Шелехметь, Борковка, Торновое, Чуракаевка в конце 30-х - начале 40-х годов насчитывалось 210 дворов, в которых вместе с чувашами проживали и мордва – всего около 900 человек. Все они располагались в восточной части Самарской Луки, а на западе региона первые чувашские селения упоминаются во владениях Савво-Сторожевского монастыря в деревнях Старый Теплый Стан и Новый Теплый Стан, а также в новопоселенной деревне «подле Усы реки ниже переволоки» в 1678 году. Общая численность чувашей на Самарской Луке составляла к тому времени 74 человека. Большая часть переписанных чувашей перешли на жительство сюда в 40-60-е годы. XVII века из различных уездов, но численно преобладали среди них мигранты из Свияжского и Цивильского уездов.
Центральная часть Самарской Луки, где расположено большинство чувашских селений, осваивалось во второй половине XVII века. В этот период здесь возникло около десятка чувашских и мордовских селений: Брусяны, Березовый Солонец, Ширяевские Вершины, Кармалы, Севрюкаево и другие. По ревизским сказкам 1719 года на Самарской Луке отмечено 6 чувашских и 3 чувашско-мордовские деревни. Среди вновь поселенных – Чуракаево, Тойбахтино (Туйбахтино), Чувашская Яблонка и Тайдаково.
Во второй половине XVII века служилыми чувашами были основаны селения Байдеряково и Малячкино, находящиеся на территории Шигонского района.
С середины XVIII века, перед третьей ревизией населения (1762-1766), часть чувашей выселилась на юг и восток Самарской Луки и за Волгу, где ими были основаны новые деревни Семейкино, Безводовка (Туйбахтино), Ижбулдина поляна (Брусяна). Переселение привело к полному исчезновению чувашей в чувашско-мордовских деревнях Шелехмети, Торновом и Ширяевских Вершинах, население которых активно участвовало в освоении новых земель. Выходцами из деревень. Яблонки, Туйбахтиной, Чуракаевой, Торнового, Кармалов, Брусян и Березового Солонца – всего вместе с мордвой и русскими 4 тысячи человек - в 1770 году были основаны деревни Ивановка (впоследствии с. Никольское), Луговая Александровка, Чувашские Липяги (ныне – в Безенчукском и Волжском районах).
Чувашское население появилось в Заволжье несколько позднее - в конце XVII века. Миграция чувашей из районов первичного проживания началась после вхождения Казанского ханства в состав России. При этом свободный уход в восточные и юго-восточные районы сопровождался принудительным переселением на засечные черты: сначала на Кубнинскую и Карлинскую в XVI веке, Симбирскую и Закамскую в XVII веке. С 70-х годов XVII века чувашские крестьяне участвовали в заселении левобережья Волги и низовьев рек Большого Черемшана и Кондурчи. В течение XVII-XVIII веков они расселились в Самарском и Казанском Заволжье и проникли в степные районы Приуралья.
Расселение чувашей в Самарском Заволжье (конец XVII-XVIII век) вылилось в несколько этапов: I этап – конец XVII века – первые десятилетия XVIII века, II этап – 30-40-е годы XVIII века, III этап – 50-60-е годы XVIII века, IV этап – 70-90-е годы XVIII века. В течение первых двух этапов шло заселение земель, лежавших западнее Новой Закамской линии. В течение последующего этапа чуваши продвинулись восточнее укрепленных сооружений и заняли земли в верховьях Большого Черемшана, Сока и Кондурчи, ранее принадлежавшие служилым татарам. С 70-х годов XVIII века, то есть в течение четвертого этапа, продолжалось интенсивное освоение заселенных земель, а также миграция в бассейн рек Кинеля и Самары.
Для каждого из этих этапов может быть определен свой источник миграции. В первой половине XVIII века значительную часть переселенцев составили выходцы из северо-западных и северных районов Чувашии: из Курмышского, Ядринского, Чебоксарского уездов, то есть преимущественно, вирьялы, верховые чуваши. В течение всего столетия, а, особенно, во второй его половине, большой поток миграции наблюдался из Свияжского, Казанского и Симбирского уездов, то есть из смежных с Самарским Заволжьем регионов, из мест проживания низовых чувашей. Эти особенности отразились на формировании культурно-языковых особенностей самарских чувашей.
К числу первых чувашских селений в Самарском Заволжье относятся Якушкино (1678 год), Богдашкино, Микушкино (Елаур), Тимерлик. Сунчелеево, Караульная Гора, Андреевка (на Киканле), Вишневая Поляна, Тихоново, Салаван, Тимяшево, Большая Таяба, Девлезеркино, Сиделькино, Эштебенькино, Аделяково, Старое Максимкино, Большое Ермаково, Старая Кармала, расположенные ныне в трех северных районах Самарской области (Кошкинском, Челно-Вершинском и Шенталинском), а также в прилегающих районах Ульяновской области и Республики Татарстан. Время основания перечисленных селений – конец XVII – начало XVIII века.
Прочное заселение самарских степей началось со строительства Новой Закамской линии, предназначавшейся, с одной стороны, для защиты от набегов кочевников, с другой стороны, для удержания средневолжских крестьян от бегства на восток и закрепления их на местах прежнего проживания. Наибольший приток переселенцев приходится на конец 30-х - начало 40-х годов XVIII века. Основная масса переселенцев-чувашей принадлежала к некрещеным. В социальном плане они относились, преимущественно, к бывшим ясачным людям, но в нескольких деревнях вдоль Большого Черемшана- Костюнькино, Артюшкино, Чолпаново, Ерыкле, Старом Ильмовом Кусте, Новом Ильмовом Кусте и Киремети 30 дубов - осели бывшие служилые чуваши.
В 30-40-х годах XVIII века шло основание новых деревень. Так, в ревизских сказках 1747 года зафиксированы новопоселенные чувашские деревни Костюнькино, Артюшкино, Тенеево, Аврали, Чолпаново, Савиново, Верхние Киклы, Новый Салаван. Ряд возникших в это время деревень был с самого начала многонациональными: татарско-чувашскими или мордовско-чувашскими.
В 50-60-е годы на татарских землях возникает еще 22 чувашские деревни: Смолькино, Нижняя Туарма, Четырла, Салейкино, Афонькино, Баландаево, Каменка, Резяпкино, Клявлино, Байтермиш, Семенкино, Сережкино, Саперкино, Микушкино, Ибряйкино, Рысайкино, Ганькино, Султангулово, Верхнее Аверкино, Нижнее Аверкино, Стюхино, Иштулкино, Якушкино.
Расселение чувашей в бассейне Сока и Кинеля (территории современных Сергиевского, Искалинского, Похвистневского районов) относится к 50-м годам XVIII века, хотя отдельные поселения существовали здесь и в предыдущий период. История с приобретением земель у башкирских и татарских владельцев запечатлена отчасти в народных преданиях. Большинство разного рода версий относится к основанию деревень «Стюхинского прихода» - Султангулово, Рысайкино, Ибряйкино, Алешкино, Алькино, Ганькино и др. Таким образом, к концу 60-х годов земли в бассейнах рек Черемшана, Сока, Кинеля практически были освоены.
50-60-е годы XVIII века отмечены как время расселения бывших служилых и бывших ясачных крещеных и некрещеных чувашей. Подавляющая часть переселенцев была крещена. Им предоставлялась возможность переселиться на новое место жительства, а с 1756 года это делалось даже принудительно, дабы оградить новокрещенов от влияния язычников. Государство предоставляло трехлетнюю льготу - освобождение от всех государственных повинностей и денежное вознаграждение.
Служилые чуваши осели в бассейнах рек Большого Черемшана и Кондурчи - деревнях Малое Девлезеркино, Смолькино, Афонькино, Туарма, Четырла, Баландаево, Салейкино, Сережкино, Казбулатово, Стюхино. Даты их возникновения варьирует в пределах 1750-1758 годов. К концу 60-х годов XVIII века расселение чувашей на самарской земле в основном завершилось.
Деревни Новая Таяба, Новая Токмакла, Новое Аделяково и другие явились результатом «отпочкования» части общины от материнской. В 70-90-е годы появляются новые деревни: Челна, Новое Эштебенькино, Новое Максимкино, Ерандаево - Рябиновый овраг, Емураткино (Юмратка), Абрыскино, Малая Аксумла, Абдурахманово (Преображенское), Верхняя Кикла. На востоке Самарского Заволжья, на территории Бугульминского и Бугурусланского ведомств в этот период образовались Чувашское Абдикеево, Зеленый Ключ, Черный Ключ, Усакла, выделившиеся из д. Резяпкино, а из с. Байтермиш – д. Бор-Игар, из д. Афонькино – Новое Афонькино, из д. Сережкино – Новое Сережкино.
Несколько семей из д. Ганькино переселились на р. Сургут и основали там деревни Новое Ганькино и Ганькино-Матак. К этому же времени, а также к началу XIX в. относится появление дд. Убейкино, Шумбут (Шунгут), Два Ключа, Кармало-Аделяково, Новое Якушкино, Малое Ишуткино, Ендурайкино, Малое Ибряйкино, Малое Микушкино, Сухари-Матак (ныне - в Исаклинском, Похвистневским и Сергиевским районах Самарской области), зафиксированные в Материалах генерального и специального межевания. В начале XIX века возникла д. Никиткино (1810 года) (ныне в Камышлинском районе Самарской области).
Чувашские крестьяне прошли дальше на восток и юго-восток, осваивая пустоши в верховьях Большого и Малого Кинеля, Самары, Бузулука и их притоков Чертанлейки, Тростянки, Таволжанки, Домашки, Тока и других рек. Здесь в 70-80-х годах XVIII века возникли чувашские деревни Неприк, Геранькино, Алдаркино, Таволжанка (ныне в Борском районе Самарской области), Андреевка «Грачевка тоже», Старое и Новое Игнашкино, Шпановка, Лобазова, Каменная Сирма, Кривозерки, Михайловка, Пронькино, Ромашкино, Домашкино, Сидоркино, Чесноковка и др. (в Оренбургской области).
Наиболее компактно чуваши расселены в северных и северо-восточных районах области: Кошкинском, Челно-Вершинском, Клявлинском, Шенталинском, Исаклинском, Сергиевском, Похвистневском, в которых численность чувашей составляет от 15 до 35%. В других районах чуваши представлены лишь единичными селениями.
Типы поселений. Основными типами чувашских поселений, встречающихся на территории Самарского Заволжья, являются села и деревни – ял. Исторически для чувашей были характерны небольшие по размерам деревни, а также починки и выселки, образовавшиеся в результате отпочкования от многодворных поселений. Национальную специфику расселения чувашей в регионе представляла своеобразная кучевая планировка селений, состоявших из родовых гнезд «курмышей».
Типы жилья. К концу XIX – началу XX в. преобладающим типом жилища среди самарских чувашей стали двухкамерные жилища (пюрт-сюрт), состоящие из избы и сеней, а в некоторых – еще из клети. У бедняков продолжали бытовать избы с крыльцом, без сеней. В качестве временных жилищ служили шалаши хюше, полуземлянки сер пюрт, лачуги, амбары, глинобитные избы. Избы традиционно строились на низкой подклети. Для ее возведения применялись различные строительные материалы: дерево, саман, кирпич, реже – камень. Основным материалом служили бревна различных пород дерева, но чаще хвойных.
Во внутренней планировке дома на протяжении столетий сохранялись традиционные черты. Печь (камака) располагалась справа или слева от входа, была обращена челом к передней стене и могла иметь вмазаный котел. Такая планировка близка к среднерусскому типу. В пятистенных домах передняя изба отапливалась печью-голландкой. В настоящее время хлебопекарные печи комбинированы с водяным отоплением и подтопкой. По диагонали от печи стоял стол, а в смежном с печью углу, у входа, стояла кровать. В «красном углу» у крещеных чувашей находилась божница. Угол избы перед печью (камака уме) выполнял функцию кухни. По традиции печь ставили на деревянное основание, к которому пристраивали неподвижную скамью. В XIX в. над входом устраивали полати сентре, вокруг стола, вдоль передней и боковой стены устраивали неподвижные скамьи сак. Здесь же мог стоять сундук с вещами, в кухонной части имелся посудный шкаф.
Традиционное хозяйство и промыслы. Основным занятием чувашей является пашенное земледелие в сочетании с домашним животноводством. Земледелие велось по пашенной системе при трехпольном севообороте, в Самарском и Бузулукском уездах оно сочеталось с залежной системой, при которой поле после 2-3 лет интенсивного использования оставлялось на 4-10 лет. Сеяли рожь и пшеницу.
Второе место после земледельческих занятий отводилось разведению домашнего скота при стойловом его содержании в зимний период и выгоном на пастбища в весенне-летне-осенний период. В чувашских хозяйствах разводили коров, быков, овец, коз, свиней. Последних разводили только крещеные чуваши, а некрещеные считали свинину «нечистой» пищей. Кроме скота чуваши содержали большое количество домашней птицы – кур, гусей, уток.
В значительно меньшей степени были развиты промыслы и другие отрасли хозяйства – огородничество, садоводство, рыболовство, пчеловодство (на ранних этапах - бортничество). Население региона, ориентированное преимущественно на выращивание зерновых культур и картофеля, почти не занималось разведением садов и выращиванием овощей, которые не являлись традиционными занятиями для чувашей. Однако свекла, картофель, морковь, капуста, хмель, огурцы были известны чувашам еще в XVIII в.
Пчеловодство играло наравне с хлебопашеством и скотоводством важную роль в традиционном комплексе хозяйства чувашей.