Многонациональный Самарский край

Общественные организации

TatCelPohvistnevoКак уже отмечалось, с 1907 по 1913 год в Самаре действовало татарское мусульманское общество, целью которого было просвещение и образование лиц магометанского вероисповедания, ознакомление с политическими и экономическими правами и оказание всем нуждающимся материальной помощи. Его усилиями была построена и в 1912 году в городе открылась Соборная мечеть – на месте нынешнего Самарского цирка. Председателем общества был мулла Мухаметфатых Муртазин. Сменивший его на этом посту ахун Минюшев открыл мектеб (школу для детей) и медресе (училище для подготовки духовных служителей). С закрытием мечети в феврале 1932 года самарское татарское мусульманское общество прекратило свое существование.
В конце 20-х годов в Самаре по инициативе национального отдела гу-бернского комитета ВКП (б) возник клуб национальных меньшинств (руководитель Хайрулла Давыдов), при котором активно работало татарское отделение, сыгравшее большую роль в консолидации татарской молодежи. Здесь юноши и девушки ставили спектакли, проводили встречи с поэтами, писателями.
Потом общественная татарская жизнь на многие десятилетия фактически прекратилась. Только действовал знаменитый татарский «пятачок» в Загородном парке - здесь вечерами в теплое время года собиралась молодежь.
Ветры демократических перемен середины 80-х годов позволили татарской общественности одной из первых в Куйбышевской области начать активную деятельность по возрождению национальной культуры. 21 января 1989 года в Доме молодежи прошло собрание представителей татарского населения областного центра, ставшее учредительной конференцией по созданию татарского культурного центра «Туган тел» («Родной язык»). Уже в феврале «Туган тел» пригласил всех земляков – татар на первое большое мероприятие. Прошло оно под названием «Зимний сабантуй» и при полном аншлаге во Дворце спорта авиационного завода.
Были организованы вечера отдыха для молодежи, праздник «Уйнагыз, гармуннар!» («Играй, гармонь»), вечер татарской поэзии. В июне при большом скоплении народа на ипподроме прошел первый областной Сабантуй. Несколько раз прошли детские фестивали татарской музыки с участием учащихся музыкальных школ. В городах Тольятти, Похвистнево, Сызрани вскоре также стали создаваться национально-культурные центры. Начиная с 1989 года областной татарский национально-культурный центр возглавляли Шамиль Ахмеров, Ахмет Абдрафигов, Рашид Абдулов, Асфандияр Валитов, Азат Надиров и Анвар Бульхин (нынешний президент общества).
В течение многих лет общество «Туган тел» проводит четыре праздника: Навруз, областной фестиваль татарских детских коллективов, Сабантуй и осенний «Праздник урожая» («Сембелэ»). В 2000 году совместными усилиями общества «Туган тел» и отдела по делам национальностей Администрации области была выпущена книга стихов и рисунков члена Союза писателей Татарстана, поэта, художника и журналиста Гакиля Сагирова - мужественного и стойкого человека, жизнеутверждающее творчество которого является общенациональным богатством. Поэтический перевод этой книги принадлежит Рашиду Шакирову.
В феврале 2001 года «Туган тел» совместно с Тольяттинским татарским культурным центром создали Тольяттинскую национально-культурную автономию. Руководителем общественной организации татар Тольятти стал Д. Р. Валиуллин. В августе 2001 года была создана Самарская городская национально-культурная автономия, которую возглавил Д.А.Валиуллин.
В 1992 году в Самаре возник городской союз булгарской (татаро-башкирской) молодежи «Азатлык» («Свобода»). Руководителем организации до 1998 года был Шамиль Ахмеров. В культуру татарского населения Самары молодежь «Азатлык» внесла большой вклад своим участием в субботниках на мусульманском кладбище, в строительстве Соборной мечети, в национальных праздниках Навруз и Сабантуй, а также организацией и проведением благотворительных обедов в месяц Рамазан, детских праздников и молодежных дискотек.
Теперь это - сфера работы молодежной секции общества «Туган тел» (руководитель Фархад Махмутов). В ее программе – мероприятия познавательно-дискуссионного характера и участие в проведении массовых мероприятий.
Печать и средства массовой информации. В Самаре в 1908 году татарские просветители издавали журнал на татарском языке «Икътисад»(«Экономика»). Типография находилась в Оренбурге. В 1919 году в губернском центре выходила в свет татарская газета «Яна кеч» («Новая сила»). Через два года было организовано издание газеты «Эшкэ» («На работу») – органа татаро-башкирской секции РКП (б) и газеты «Авыл» («Деревня»). В конце 30-х годов появились литературный альманах «Урта Идель» («Средняя Волга») и газета «Колхозчы», издававшиеся на основе латинской графики.
В 1929 году в Самаре открылось Средневолжское отделение Центрального издательства народов СССР при Президиуме ВЦИК СССР. Количество татарских книг различной тематики, изданных усилиями СВО Центриздата за два года его существования, составило 119 наименований. В Самаре выросли такие знаменитости, как Л.Заляй – выдающийся татарский лингвист, профессор, писатели и поэты Д.Фатхи, К.Арсланов, Г.Садри и другие. В довоенный период здесь также жили и работали известные татарские литераторы Ш. Усманов, Г. Кутуй, С. Урайский, короткое время М. Бигиев (уехавший в эмиграцию через Самару и Туркестан) и другие.
В марте 1938 года газета «Колхозчы» закрылась, еще раньше прекратил существование журнал «Урта Идель». По мнению властей, потребности населения в национальной периодике и художественной литературе теперь могла удовлетворять Татарская АССР.
GazetaBerdemlek2Возрождение татарской национальной печати пришлось на эпоху пере-стройки. По инициативе активистов общественной организации «Туган тел» в апреле 1990 года вышел в свет первый номер областной татарской газеты «Бердэмлек» («Единство»). Сегодня она представляет собой еженедельную общественно-политическую газету тиражом почти 4 тысячи экземпляров, освещающую историю, культуру, религию татарского народа. Бессменным главным редактором газеты является Рафкат Аглиуллин.
5 июня 1996 года вышел в свет первый номер областной газеты «Азан» («Призыв к молитве») на русском языке, основанной предпринимателем З.Салаховым. Это национально-культурное издание с тиражом более тысячи экземпляров. «Азан» освещает жизнь мусульман области, России, мира. Редактором газеты является Шамиль Галимов.
GazetAzan2С 2003 года при ДУМ Самарской области издается газета «Салям» («Мир»), редактор – Иршат Сафин. С осени 2007 года выходит ее татарский вариант (редактор - Шамиль Багаутдинов).
С 1992 по 2002 г. существовала многонациональная радиостанция «Радио-7 из Самары» (главный редактор сначала Амина Шамсутдинова, потом Шамиль Багаутдинов), при которой работала татарская редакция «Ак бэхет» («Светлое счастье»), передачи вела Наиля Сабирзянова.
Образование. Огромное значение в культурном сближении и слиянии различных групп татар имели национальные учебные заведения – мектебе и медресе. Если до 80-х годов XIX века они преимущественно носили конфессиональный характер, поскольку существовали при мечетях, то в последующем был сделан поворот к светскому образованию. В программу обучения вошли такие предметы, как арифметика, география, русский язык.
После революции, в 1923 году в Самаре открылся татаро-башкирский педагогический техникум, который в течение 9 лет готовил национальные кадры для новой школы советского типа.
В начале 30-х годов в Средневолжском крае, охватывавшем большую территорию от нынешней Оренбургской области до Мордовской Республики, работало 435 татарских школ, 1157 учителей. В школах обучалось 46 600 татарских детей, без учета школ переростков, малограмотных, рабочих курсов и «колхозных университетов». В 1930-е годы татарская молодежь получала образование на родном языке в различных техникумах, например, в педтехникуме (809 человек), в школах медработников (184), в сельхозтехникуме (293), в совпартшколе (341) и других заведениях (всего 1755 человек).
Все годы Советской власти в школах большинства татарских сел области национальный компонент существовал. Закрытие Камышлинского педучилища затруднило работу национальной школы, тем не менее педагогические кадры готовились в вузах ТАССР, на курсах в институте усовершенствования учителей, существовали хорошая методическая и учебная база.
В настоящее время в области расположено 33 татарских села, в большей части которых до самых последних лет и изменений в образовательной системе преподавался родной язык. Но теперь ситуация, несмотря на усилия татарской национальной общественности, ухудшилась: количество часов по этим предметам сократилось, в результате укрупнения школ во многих из них национальный компонент вообще исключен. Внесение изменений в Закон РФ «Об образовании», упраздняющий национально-региональный компонент усилило негативные тенденции. В 2007 - 2008 учебном году татарский язык и литература преподавались только в 17 образовательных учреждениях Самарской области
Осенью 1989 года в школе рабочей молодежи №12, расположенной по улице А. Матросова, благодаря усилиям татарского культурного центра «Туган тел» и директора школы Х. Дашкиной начала действовать воскресная школа по изучению татарского языка и культуры, а также старотатарской письменности, основанной на арабской графике. Потом она стала татарским отделением, а с 1997 года полноправным образовательным учреждением. В 2007 году был возведен пристрой школы.
Здесь не только организован учебно-воспитательный процесс с татарским этнокомпонентом, но и существуют творческие коллективы, работают кружки, факультативы, воскресная школа.
Культура, искусство. Значительное развитие у татарского народа получило театральное искусство. Профессиональные театры у татар стали появляться только в XX веке, а до этого были распространены любительские театры «шакирдов».
В 1920 году в Самаре при штабе Приволжского военного округа была организована татарская драматическая студия, куда были приняты первона-чально 120 человек. Среди них: Х. Уразиков, Т. Гиззат, М. Абсалямов, А. Мазитов, Р. Файзи и другие, ставшие впоследствии известными татарскими режиссерами и артистами. Студия стала первой татарской театральной школой. Директором студии был назначен мастер сцены Зайни Султанов, учебной частью заведовал драматург, артист и театровед Карим Тинчурин. Выпускники студии готовили и ставили спектакли для солдат Восточного фронта. Часть выпускников в будущем влилась в коллективы действующих татарских театров Казани, Оренбурга.
В 1920 году в Камышле был образован драматический кружок, который впоследствии стал основой первого на самарской земле татарского театра. Первыми актерами были Миргасим Ханнанов, Бибинур Хасанова, Камал Зарипова… Репетиции проводились в доме Агли Яруллина, который и стал первым режиссером драматического кружка. Представления носили, в основном, агитационный характер. В 1972 году Камышлинскому любительскому театру было присвоено звание «Народный самодеятельный коллектив». В успехе театра огромная заслуга тогдашнего руководителя коллектива - главного врача Камышлинской районной больницы Атласа Тухбатова. Через сценическое искусство театру удается показать жизнь, быт, характер, внутренний мир татарского народа, вселить в сердца людей радость, добро, свет. В настоящее время коллективом руководит Гузалия Шакирова.
После Великой Отечественной войны, в конце 40-х годов группа самодеятельных артистов показала в рабочих клубах Куйбышева несколько спектаклей.
Особое место в татарском искусстве занимает народная музыка, пе-сенный фольклор. Господствующими жанрами являются книжные напевы – баиты и лирические песни, мелодии: протяжные, умеренные, деревенские напевы и частушки - такмаки.
Стремление татар Самары в условиях урбанизации сохранить культурные традиции и народную музыку привело в 60-е годы к появлению любительских художественных коллективов. Isakly2001TatТак, в 1965 году при Дворце культуры на площади имени Кирова под руководством Розы Шайхетдиновой создается ансамбль татарской молодежи «Дуслык» («Дружба»). Многие его артисты в последующем пришли в ансамбль «Ялкынлы яшьлек» («Пламенная молодость»). Молодежный ансамбль возник весной 1970 года и дебютировал на сцене села Теплый Стан Кошкинского района. Его основателями стали Ильгиз Колючев, Шамиль Сатдаров, Камиль Шамкаев, Мидхат Галимуллин. Осенью того же года коллектив обосновался во Дворце металлургов, где базируется и поныне. С момента основания ансамбль работает в нескольких направлениях: вокально-инструментальном, хореографическом и поэтическом. В самом начале работы ансамбля был очень удачный опыт нескольких театральных постановок.
За 30 лет через школу коллектива прошло более тысячи молодых людей - дарований разного жанра. Некоторые воспитанники ансамбля добились больших успехов, среди них хормейстер башкирской филармонии заслуженный артист Республики Башкортостан Афарин Акчурин, заслуженный артист Республики Татарстан, гармонист-виртуоз, композитор Рустам Валиев, руководитель народного ансамбля «Идель» баянист Мидхат Аминов и многие другие.
За вклад в дело развития национальной культуры татарский ансамбль песни, танца и поэзии «Ялкынлы яшьлек» в 1977 году получил звание народного, а в 1985 году стал лауреатом Всесоюзного смотра творческих коллективов. Бессменным руководителем ансамбля является заслуженный работник культуры РСФСР, кандидат технических наук Ильгиз Колючев.
AnsmblYashilek2В 1970 году самодеятельные артисты села Старое Ермаково Клявлин-ского района создали фольклорную группу «Ак каен» («Белая береза»). Уже через два года , выступая в Куйбышеве на областном смотре, посвященном 50-летию СССР, «Ак каен» впервые была удостоена звания лауреата. Впоследствии ансамбль стал лауреатом многих фестивалей и конкурсов, а в 1989 году получил звание «Народный фольклорный ансамбль». В еге репертуаре большое место занимает театрализованное представление фрагментов народных обрядов и праздников. С коллективом работают Гульчира Вагизова – художественный руководитель, Гамиль Галиуллин – музыкальный руководитель и Гулия Ганиева – хореограф.
Был и такой, правда, очень короткий эпизод: в самом начале 70-х годов при Куйбышевской филармонии был создан татарский коллектив «Дуслык», которым руководили приглашенные из Казани Риф Сафиуллин и его жена, позже заслуженная артистка Республики Татарстан, Гульзада Сафиуллина. Он успел дать в городе и области множество концертов. Но после кончины Р. Сафиуллина в 1977 году ансамбль прекратил существование.
Некоторое время в 80-е годы в городе Новокуйбышевск работал татар-ский молодежный ансамбль с таким же названием «Дуслык» («Дружба»),
В 1996 году был создан татарский эстрадный ансамбль «Идель» («Вол-га»), который сразу завоевал популярность и признание жителей Самары и области. В конце 2000 года ансамблю «Идель» было присвоено звание «Народный». Руководителем ансамбля является Мидхат Аминов.
Коллективы художественной самодеятельности (взрослые и детские) работают в Тольятти, Сызрани, Нефтегорске, Камышлинском, Похвистневском, Шенталинском и других районах.