Костюм
В мужском костюме татар Самарского Поволжья сейчас уже практически невозможно проследить специфические национальные черты: почти вся одежда покупается. Можно отметить лишь обязательное наличие у стариков головного убора – тюбетейки, надеваемой в торжественных случаях, а также манеру ношения рубашек навыпуск.
На рубеже XIX-XX веков в женском костюме татар Поволжья и При-уралья формируется единый общенациональный комплекс, в основе которого - освоение культурных традиций городского казанско-татарского населения. Основными его атрибутами стали небольшая головная декоративная наколка – калфак, европеизированная на основе национальных элементов рубаха-платье, часто в комбинации с коротким камзолом, и обувь, выполненная в традиционной технике «кожаной мозаики». Тем не менее некоторые особенности женского костюма татар Самарского края можно выделить.
К нижней одежде относились широкая туникообразная рубаха - кулмэк; штаны - ыштан («с широким шагом», однотонные или из темно-красной, си-ней ткани), нижняя нагрудная повязка - кукрэкчэ (прямоугольный кусок ткани с трапециевидным верхом). Один из вариантов рубахи – изготовленная из пестряди в красно-синюю клетку с укороченным остовом и пришитым к его нижнему краю широким воланом. Этот вариант был наиболее характерен для татар-мишарей Окско-Сурского междуречья. Другой вариант рубахи изготавливался из пестряди с отрезным чуть ниже талии остовом, широким подолом и пришитым несколько выше талии широким воланом. Эта рубаха обязательно носилась со специальным украшением - изу - позументным, с атласными лентами нагрудником. Такой вид рубахи больше характерен для казанских татар.
С распространением в обиходе фабричных тканей среди татар Самарского края начинают преобладать рубахи со скошенными сшивными плечами и круглой проймой, туникообразный остов которых постепенно укорачивается до кокетки, к которой пришивается широкий подол. Со второй половины XIX века девушки и женщины поверх рубахи обязательно надевали передники – алъяпкыч.
Верхняя одежда татарок, в которой преобладал приталенный покрой, в целом имела много общих черт с мужской, отличаясь лишь декоративной отделкой мехами, позументом, вышивкой бортов, подола, проймы рукавов и т.п. Поверх рубахи надевали женский камзол на подкладке, сшитый из бархата, парчи, шерсти, шелка. Раньше камзолы шили без запáха, длинными до колен, позднее – до бедер, с короткими до локтя рукавами или без них. Идентичной камзолу, но с запáхом и длинными рукавами была летняя одежда - жилэн. В Похвистневском районе бытовал прямоспинный жилэн («с плеча мужа») с очень узкими рукавами, связанными или сшитыми на спине, который использовался женщинами в качестве покрывала-накидки на голову при выходе на улицу.
Демисезонной одеждой был суконный приталенный чабулы чикмэн. Чикмен шился длиной до колен с глухим воротом-стойкой и застежкой на ме-таллических крючках. На рубеже XIX-XX веков чикмени были вытеснены бишметами на вате. Зимние шубы - чабулы тун - шились из овчины или лисьего меха и нередко покрывались фабричной тканью.
В использовании головных уборов четко прослеживается возрастная дифференциация. Девичьи уборы имели шапкообразную форму и надевались без волосника: такья - шапочка с полужестким околышем и мягким плоским верхом, сшитая из синего, зеленого, бордового бархата и украшенная вышивкой, бисером, монетами; белый вязаный ал калфак, широко распространенный у тюркских народов.
Головные уборы замужних женщин были более разнообразными и многосоставными. Нижние уборы: чэчкап, салавыч («мешочек для волос») – волосник, необходимый для скрывания волос и состоявший из шапочки и накосника в форме чехлов; тастар (орпэк) - полотенцеобразный убор с продольной красной полосой с украшенными пришивными концами, плотно обертываемый вокруг лица под подбородком и дающий возможность женщине закрыть волосы, шею, спину и плечи; убор молодых женщин беркэнчек (француз яулык) – большой фабричный красный ситцевый платок с белыми растительными узорами, к лобной части которого с изнанки пришивалась подкладка-основа для крепления подбородочной тесьмы, украшенной рядом мелких монет.
Верхние головные уборы надевались поверх волосников и покрывал: повязка, представлявшая собой домотканое полотенце, позднее фабричное полотно, повязываемая со лба на затылок; вязаные из толстых ниток шапки с заостренным кверху остовом у пожилых женщин, а также с усеченным остовом, плоским круглым верхом и меховым околышем – у молодых - камчат бурэк. К началу XX века камчат бурэк становится принадлежностью пожилых женщин.
На рубеже XIX-XX веков такъю начинают носить молодые женщины в комплексе с головным платком и матерчатым накосником, украшенным монетами - чэч тэнкэсе.
Набор традиционных женских украшений у самарских татар был разнообразен. Украшения изготавливались на матерчатой основе (девичий накосник - чэч тэнкэсе) или без основы (женский накосник - чулпы), собранные в виде различных композиций из монет, блях, бус, цепей. Бытовали также драгоценные украшения, изготовленные казанскими ювелирами, серьги - кольцевые, монетные и миндалевидные - татар сыргасы.
Комплекс шейно-нагрудных украшений состоял, в основном, из самодельных матерчатых украшений: шейных украшений - муенса, расшитых монетами, и яка чылбыры - в виде обруча с прикрепленными к нему подвесками со стороны груди; тушлэк - женского лопатообразного нагрудника; монетной перевязи сегментовидной формы – дэвэт. Среди наручных украшений преобладали пластинчатые браслеты и кольца из драгоценных металлов и меди, украшенные драгоценными камнями, простым растительным орнаментом или арабской вязью.
В настоящее время лишь в костюме пожилых женщин сохраняются элементы традиционной одежды (платки, широкие платья на кокетке), приверженность к яркой цветовой гамме. В последние годы в одежде татар наблюдается тенденция подчеркивания своей этнической принадлежности у всех возрастных групп, в том числе городских: например, мужчины нередко носят вышитую тюбетейку и как уличный головной убор.
Народное искусство (вышивка).
Во второй половине XIX – начале XX веков вышивка постепенно вытеснила художественное ткачество, что было связано с переориентацией населения на приобретение фабричных тканей. Вышивкой, как и предметами узорного ткачества, украшали, в основном, предметы домашней утвари: полотенца – селге, скатерти, салфетки, предметы культа (коврики - намазлыки), постельные принадлежности (покрывала, подзоры, наволочки), декоративные - чаршоу, чыбылдык, кашага и оконные занавеси. В мужском костюме вышивка встречалась на свадебных наголенниках - уравыч, которые невеста обязательно должна была вышить своему мужу. Изредка вышивкой украшали свадебные и праздничные рубахи, но чаще традиционные головные уборы. Богато украшался женский костюм: разнообразные головные уборы, передники, нижние и верхние нагрудные повязки.
Исследователи традиционной вышивки у татар Самарского края выделили следующие региональные особенности в выборе материалов, видов орнамента, в распространении традиционных технических приемов и композиционных особенностей вышивки. Во-первых, вышивка у самарских татар представляет собой локальный «сельский» вариант казанско-татарской вышивки с ее полихромным тамбуром и цветочно-растительным (луговым, степным) орнаментом. Во-вторых, характерной особенностью является использование нитей и материала черного цвета (как основы). Это объясняется влиянием искусства сопредельных башкир и приуральских татар. В-третьих, в самарских вышивках проявляется сильное влияние «мишарских» традиций применения геометрического орнамента тамбурного и золотного шитья, распространенных в Саратовской, Пензенской и Симбирской губерниях. В-четвертых, с середины XX века «шелковая гладь, «крест», «мережка» практически вытеснили традиционный «тамбур».