Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

ТАТАРЫ

BolgaryBlackPalataВторым по численности народом в Самарской области являются татары (126 124 человека, 4,1 % от общей численности населения). 

Татары - самоназвание татар. Численность в Российской Федерации 5 554 тыс. человек, второе место после русских. Общая численность в мире - около 7 млн. человек. Общая численность в 1989 году составляла в СССР 6 648,7 тыс. человек. 

Татары – основное население Республики Татарстан (2000,1 тыс. человек, 53% ее населения). В Башкортостане проживает 990,7 тыс. человек, Удмуртии – 109,2, Мордовии – 46,3, Чувашии – 36,4, Республике Марий Эл – 43,3, Ульяновской области -168,8, Оренбургской – 168,9, Тюменской – 106,9 тысяч человек и так далее. Значительные татарские общины имеются в Москве (166,1) и Санкт-Петербурге (35,3).

Татары делятся на четыре основные этнотерриториальные группы: волго-уральские, сибирские, астраханские и крымские. Самой многочисленной является первая группа, включающая субэтносы казанских и касимовских татар, татар мишарей, а также субконфессиональную общность кряшен (крещеных татар). Среди сибирских татар выделяются тобольские, тюменские, барабинские; среди астраханских –юртовские и кундровские татары (карагаши). В прошлом у всех этнотерриториальных группп татар имелись и соответствующие локальные этнонимы, например – казанлы, болгар, мишэр и др. 

MechetSamarВпервые этноним «татар» появился среди монгольских и тюркских племен в VI-IX веках, а во II половине XIX – нач. XX веков он закрепился как общий этноним. Одновременно с этим в результате различных этнокультурных и демографических процессов происходила консолидация волго-уральских, астраханских и сибирских татар в единый этнос. Одним из выражений этого процесса является усвоение этими группами «общетатарского» самосознания.

 Этническую основу волго-уральских татар составили болгары (булгары), создавшие в Среднем Поволжье в X веке одно из раннефеодальных государств Восточной Европы – Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоятельное государство до 1236 года. Этнический состав волжских булгар был неоднородным, и разные их группы прошли длительный путь развития. Кроме собственно болгар известны такие племена, как барсилы (берсулы), эсегелы (чигили), савиры (сувары - предки современных чувашей). Некоторые их них находились в составе гуннов, позже хазар. 

 Свидетельства археологических раскопок по первым земледельческим и ремесленным поселениям предков татар – волжских булгар относятся к концу первого тысячелетия. Самое крупное из них получило в ХХ веке название «Муромский городок» и расположено на Самарской Луке, примерно в 20 км от города Тольятти, на правом берегу Волги. Раскопки, начатые в 1920-е гг. экспедицией под руководством В. В. Гольмстен, и более поздние исследования (в 70-80 годы под руководством Г. И. Матвеевой) доказали, что в городке жило не менее 10 тысяч человек, а площадь его составляла 150 гектаров. Среди городских строений были не только деревянные и глинобитные дома, но кирпичные сооружения общественного назначения – мечети, бани, а также дома знати. «Муромский городок» был важным ремесленным центром – об этом свидетельствуют следы металлургического, медеплавильного, ювелирного, гончарного, косторезного, деревообрабатывающего производства. Была большая ры-ночная площадь.

Известный исследователь Среднего Поволжья Альфред Халиков считал городок на Самарской Луке крупнейшим пограничным населенным пунктом на южных рубежах Волжской Булгарии. Разрушенный во время монгольского нашествия в середине 1230-х годов, Муромский городок возродился и продолжал еще некоторое время свою жизнь.

Sabant2001TogliattiСущественную роль в этногенезе болгар сыграли угорские племена, в том числе проникшие из Приуралья в начале XI века. B XIII-XVI веках история формирования и развития татарского этноса проходила в рамках Золотой Орды и Казанского ханства, а позднее была связана уже с Российским государством.

Народный разговорный татарский язык делится на четыре диалекта: западный (мишарский), средний (казано-татарский), восточный (сибиро-татарский) и крымско-татарский. Наиболее древняя письменность – тюркская руника. По мере проникновения исламской религии руническое письмо заменялось арабской графикой. C X века по 1927 год бытовала письменность на основе арабской графики, с 1928 по 1938 год – на основе латинской графики (яналиф), с 1939 года - на основе кириллицы. Несколько лет назад проходило бурное обсуждение вопроса о переводе татарской письменности на латинскую графику. Парламент Республики Татарстан - Государственный Совет принял даже соответствующее постановление о начале этого процесса, но Государственная Дума Российской Федерации отменила его.

 В этнографическом отношении татары Самарского Поволжья принадлежат к двум группам – казанским татарам и татарам-мишарям. Формирование татарского этноса на данной территории происходило в результате миграций и сложных этнических процессов в течение XVIII-XIX веков. При этом следует отметить, что на территории нынешней Самарской области татары появились значительно раньше. Их предки проживали здесь еще в XI веке. В окрестностях сегодняшней Камышлы компактное проживание татар зафиксировано в XVI веке (1553 год – село Татарский Байтуган, 1560 год – село Камышла). По некоторым данным, примерно в это же время на Ногайской дороге, связывавшей Казань и Астрахань, было основано село Теплый Стан. Во второй четверти XVIII века возникло село Денискино – в документах 2-й ревизии (переписи населения) 1744-1747 годов оно уже значится самостоятельным населенным пунктом.

 Ко времени завоевания Казанского ханства Русским государством и присоединения Башкирии северные районы Самарского Поволжья, населен-ные башкирами, входили в территориально-административную единицу – Казанскую дорогу, на которой и возникли некоторые ныне существующие села. Среди них – Алькино. Документы, обнаруженные недавно в Национальном архиве Республики Татарстан, указывают на время его основания – 1610 год. А централизованное и вольное заселение этих районов татарами началось одновременно со строительством оборонительных линий – Закамской (1652-1656) и Новозакамской (1732-1935). Из-под Казани и Симбирска на присоединенные земли царским правительством были переселены казанские татары и татары-мишари, обязанные нести военную службу в укрепленных пунктах оборонительных линий. Таким образом, на Новозакамской линии к концу XVIII века были образованы селения Старое Ермаково (1732), Новое Ермаково (1782), Новое Мансуркино (1797).

Поскольку северо-восточные земли Самарского Заволжья в то время принадлежали башкирам, татары, переходя на новые места жительства, были вынуждены селиться на башкирских родовых территориях, «которые не могли тогда отчуждаться, а только с разрешения рода передавались как бы в длительную аренду на основе припуска». Таким образом, выходцы из татар превращались в тептярей, зависимых от башкирских родовых старшин. Поселения происходили на условиях ежегодной выплаты оброка или отработки барщины.

 Причин переселения татар в Самарское Поволжье, особенно в левобережье, в XVIII-XIX веках несколько. Главная из них – нехватка земли. 

Татары-земледельцы, отнесенные к категории казенных крестьян (госу-дарственных и удельных), составили основную массу переселившегося татар-ского населения. Это переселение происходило одновременно с движением сюда мордвы, русских и чувашей. Чересполосное расселение татар с этими этносами встречалось по всей Самарской губернии. Поселение татар на башкирских землях вело к образованию смешанных башкиро-татарских селений. Этнокультурные контакты в пределах смешанных селений вели к сближению этих групп населения, а нередко и к ассимиляции башкир и чувашей татарами. Но, как правило, в основном татары селились отдельно от других этнических групп.

 К середине XVIII века переселенческим процессам был придан новый импульс – образование Адмиралтейского (лашманного) ведомства, повлекшее за собой расширение зоны лесоразработок на севере нынешних Ульяновской и Самарской областей. А со второй половины того же века, во время царствования Екатерины II, начался очередной этап освоения пустующих земель в Симбирско-Самарском Заволжье. В это время началась массовая миграция татар (вместе с другими народами) из Алатырского, Курмышского, Пензенского уездов на левый берег Волги, а также локальная миграция – внутри региона. Абсолютное большинство татарских сел Камышлинского, Похвистневского, Шенталинского, Челно-Вершинского, Кошкинского, Елховского, Красноярского и Ставропольского районов Самарской области были основаны в период с начала XVIII до начала XIX в. Крестьяне этих сел в большинстве своем относились к министерству государственных имуществ, казенному и лашманному ведомству. В январе 1835 года, вследствие сокращения объемов заготовки леса на строительство кораблей, указом Правительствующего Сената были причислены к департаменту уделов. 

Но главной причиной переселения татар в Самарское Поволжье в XVIII-XIX веках оставалось малоземелье крестьян в районах их выхода и наличие свободных земель за Волгой. Татары-земледельцы, отнесенные к категории казенных крестьян (государственных и удельных), составили основную массу переселившегося татарского населения. Это переселение происходило одновременно с движением сюда мордвы, русских и чувашей. Чересполосное расселение татар с этими этносами встречалось по всей Самарской губернии. Поселение татар на башкирских землях вело к образованию смешанных башкиро-татарских селений. Этнокультурные контакты в пределах смешанных селений вели к сближению этих групп населения, а нередко и к ассимиляции башкир и чувашей татарами. Но, как правило, в основном татары селились отдельно от других этнических групп.

 Политика царского правительства и новокрещенской миссионерской конторы привела к тому, что во многих татарских селах, спасаясь от непосильного труда по заготовке корабельного леса, люди вынуждены были (хотя бы внешне) принять православную веру. Поэтому среди жителей татарских сел (существующих и поныне) в первой половине XIX века числилось заметное количество новокрещен. Но к середине века они практически все вернулись в исламское вероисповедание. 

 К концу XIX века на территории Самарского Поволжья сложилась современная картина размещения татар. Наибольшего экономического развития села достигли перед первой мировой войной.

 Городские татары стали активно проявлять себя с первой трети XIX века. По некоторым сведениям, в это время на одной из центральных улиц Самары планировалось даже построить мечеть, и эта улица получила название Мечетной (теперь Самарская). Экономический рост Самары после придания ей статуса губернского города (с 1851 года) привел к оживлению общественной жизни, в том числе и мусульманской. 

По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи (1897год), татары составляли более 11,2% всего населения Самарской губернии (это с учетом Бугульминского, Бугурусланского и других уездов, в которых большая доля татарского населения и которые после Октябрьской революции отошли в другие регионы). 

В настоящее время более половины татарского населения Самарской области проживает в городах (около 40 тысяч – в г. Самаре), сельское население - в 47 селениях 10 районов. Наиболее компактно татары живут в Камышлинском районе – 13 татарских сел; 8 – в Похвистневском районе, 7 – в Челно-Вершинском, 5 – в Кошкинском, по 4 села - в Елховском и Шенталинском районах, 3 – в Красноярском и по одному селу – в Клявлинском, Сергиевском и Ставропольском районах. Таким образом, основная масса татарских поселений расположена на северо-западе и северо-востоке области.

В первый период Советской власти с учетом компактного расселения татарского населения постановлением ВЦИК СССР от 9 октября 1929 года на территории Самарской губернии был создан Байтуганский национальный район, куда вошли селения, расположенные на северо-востоке области, в верховьях реки Сок. Центром данной территории вскоре стало село Камышла, а с 1937 года район получил одноименное название. В конце 1962 года он был объединен с Похвистневским, затем (в начале 1965 года) – с Клявлинским районами. В 1991 году Камышлинский район был восстановлен. 

Язык.

 По мнению лингвистов, на территории Самарской области так и не сформировался единый татарский говор, обладающий специфическими чертами. Поскольку преобладающее большинство переселенцев было из числа цокающих мишарей, особенности языка именно этой группы и наблюдаются в говоре татар на северо-западе Самарской области. При этом тесные контакты с мишарями, переселившимися из районов с чокающим говором, а также с говорами среднего (казанско-татарского) диалекта и других соседних народов, способствовали появлению местной специфики. Языковеды назвали этот говор мелекесским говором мишарского диалекта (в деревнях бывших Ставропольского и Самарского уездов). Вместе с тем в восточных районах области сохранились населенные пункты с чокающим говором. Язык татар Камышлинского района относится к говорам казанско-татарского диалекта, особенности которого связаны с привнесением в него элементов мишарского и башкирского языков.

Поселения и жилища. 

TatDomFonЛюбое сельское поселение, вне зависимости от его размера и административного значения, самарские татары называют аулом. Строились они, как правило, у проточной воды – по берегам рек, ручьев, ключей (долинно-овражный тип расселения). Татарские селения в Самарском крае в большинстве своем были многодворными, имели линейную квартальную упорядоченную уличную планировку. В этом их отличие от планировки старинных татарских аулов, расположенных в Предкамье, для которых была характерна кучность усадеб, нередко образующих обособленные гнезда, и запутанная планировка. И если там дома располагались в глубине дворов, улицы были узкими, с неожиданными поворотами и тупиками, со сплошной линией заборов, то в селениях Самарской области преобладало расположение домов по линии улицы. Такое расположение наблюдается и сейчас, хотя перед домами появились палисадники с высаженными цветами и кустарниками.

Татарские усадьбы были поделены на две половины: передний двор - ишек алды, утар, где располагались жилище, хранилища, помещения для скота, погреб, сарай, амбар; задний двор – огород с гумном и баней. Хозяйственные помещения строились из бревен (срубная или столбовая техника) либо кирпичей на бутово-цементном фундаменте или без него. Крыши, в основном, двускатные и покрыты тесом или железом. Раньше для покрытия использовался саман.

К жилому дому хозяйственные постройки не примыкали. При этом в расположении жилых и хозяйственных построек прослеживались некоторые территориальные особенности. Например, для Камышлинского района характерен более традиционный план застройки двора с беспорядочным и раздельным расположением хозяйственных построек. В Похвистневском районе распространены усадьбы «П» и «Г»-образной формы (преобладающие в Самарской области). В середине передней линии двора размещались ворота: глухие без крыши и на высоких столбах – татар капкасы (Камышлинский район), либо держащиеся на 3-4 столбах, с двускатной крышей, глухими створками и калиткой– урыс капка, т.е. «русские ворота» (Похвистневский район).

Древнейшим типом жилища татар в Самарской области является прямоугольное однокамерное жилище – рубленая из дерева изба, обращенная узкой стороной к улице. Господствовала срубная техника возведения стен «в угол» и «в лапу». Широко использовалась и каркасная конструкция стен: столбовая техника с горизонтальной закладкой бревен. Матица (матча) устраивалась перпендикулярно входу, который располагался с боковой или задней стороны дома. Под влиянием русской культуры быстро стали появляться двухкамерные постройки, состоящие из отапливаемой зимой избы и неотапливаемых сеней, к которым пристраивалось украшенное резьбой крыльцо с навесом. 

Распространенным сейчас типом жилища являются трехкамерные дома: изба-сени-изба или изба-сени-клеть (села Алькино, Мочалеевка Похвистневского района, Балыкла Камышлинского района). Иногда встречаются дома крестообразной формы в плане (села Камышла, Новое Усманово, Татарский Байтуган).

 Жилища в основной своей массе возводились на дубовых столбах либо на бутово-цементом фундаменте, с подполом под передней половиной избы. С пожеланием дому благополучия и тепла под фундамент (или в один угол дома) клались серебряные и золотые монеты. Типичной формой крыши являлась двускатная, реже - четырехскатная. 

Для внутренней планировки татарского жилища были характерны следующие особенности. Дом отапливался печью, представленной зачастую комбинацией из русской печи и пристроенным к ней сбоку глинобитным очагом с вмазанным котлом. В настоящее время в татарских жилищах на территории Самарской области преобладают русские печи с дополнительно выстроенными круглыми «голландками». Печь обычно ставилась топкой к передней или боковой стене на некотором расстоянии от близлежащих стен, образуя таким образом своеобразный проход на женскую половину дома. При этом иногда площадь избы разделялась по линии печи (матицы) капитальной перегородкой или занавесью на кухонную (женскую – почмак як) и гостевую (мужскую, «чистую» - тур) половину.

Для интерьера татарского жилища были характерны также встроенные лавки, полки и стулья. Широкие нары у передней стены являлись в прошлом универсальной мебелью и использовались как кровати и сидения. Постельные принадлежности складывались в шкафы или сундуки. Стол, как правило, ставился у одной из стен, между окон, либо в центре комнаты. Особый колорит жилищу придавался украшением стен, простенков и углов ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, скатертями и молитвенниками. Пол всегда покрывался дорожками и коврами. Спальные места иногда огораживались занавесью - чаршау. На кухонной перегородке обычно вешали праздничную одежду. Татарское жилище отличалось обилием перин и пуховых подушек.

В декоративных целях стены дома с обеих сторон могли обшиваться досками, обмазываться глиной с последующей побелкой или покраской. По-мимо этого, дома украшались резьбой и полихромной раскраской различных деталей жилища, отличающейся контрастностью цветов (белый, голубой, зеленый, желтый др.). Мотивы резных узоров составлялись из набора растительных и геометрических фигур в виде розеток, ромбов, витого жгута, солнечного сияния.

Сформировавшиеся к XIX веку традиционные типы татарских жилищ сохраняются татарами Самарской области до сих пор. Однако, если раньше основным строительным материалом служило дерево, то в настоящее время самарские татары строят свои дома из кирпича. Сельские дома обставляются мебелью по городскому типу, постепенно исчезают кухонные перегородки. Им на смену пришло деление жилища с помощью капитальных перегородок на комнаты, внутренний периметр которых в подавляющем большинстве покрашен, побелен или оклеен обоями. К хозяйственным постройкам прибавились автомобильный гараж и мастерская.

Хозяйство. 

Традиционной хозяйственной деятельностью самарских татар было пашенное земледелие и подсобное животноводство. С XVI века земледелие велось на трехпольной основе с применением характерных пахотных орудий: тяжелого колесного плуга – сабана, двухсошниковой сохи с палицей, плетеных, позже рамных борон - тырма. Набор зерновых культур, как и способ их обработки, был таким же, как и у остальных народов Поволжья. Огородничество и садоводство были развиты слабо.

Скотоводство (животноводство) имело стойловый характер, в стаде преобладал крупный и мелкий рогатый скот. Мясо лошадей у татар было излюбленной пищей. Широко практиковалось разведение домашней птицы. В соответствии с религиозными запретами не употреблялась в пищу свинина, из-за чего свиней практически не держали.

У татар также были развиты ремесла: ювелирное, кожевенное, войлочное.

Религия

Верующие татары Самарской области в подавляющем боль-шинстве – мусульмане суннитского толка ханифитского направления. Политика массовой христианизации поволжских народностей, активно проводимая царским правительством в XVIII-XIX веках, как отмечалось выше, не увенчалась успехом. К середине XVIII века удельный вес крещеных татар достиг только 7,6% от общей численности татар всего Среднего Поволжья и Приуралья. Ко времени Генерального межевания в Бугульминском уезде крещеные татары составляли около 3% от всего татарского населения уезда, в Бугурусланском – 5,2%, в Бузулукском – 7%, в Ставропольском – 1,2%. В настоящее время село Назаровка (Урдалы авылы) Клявлинского района является единственным местом компактного проживания крещеных татар – кряшен - на территории области.
В дореволюционное время во всех татарских селах губернии функционировали мечети. Старейшими из них считаются мечети в Камышле, Новом Мансуркино (Похвистневский район) и Татарских Выселках (Ставропольский район). В некоторых больших селениях мечетей было несколько, даже по четыре. При них работали не только начальные школы – мэктэб, но и средние учебные заведения – медресе. Содержались они целиком на средства крестьянских обществ. Например, в Старом Ермаково действовали два таких учебных заведения, в которых обучались юноши со всей округи, а в 1903 году была открыта и школа для девочек.

В Самаре первая мечеть была построена в 1856 году на средства и на месте дома муллы Мельзитдинова на ул. Саратовской (ныне ул. Комсомольская). Она просуществовала до 1890 года, была полукаменная, покрытая деревом, сначала без минарета, позднее с небольшим минаретом, и принадлежала татарскому обществу. В 1891 году симбирский фабрикант Темирбулат Акчурин купил дом на улице Казанской (ныне ул. Алексея Толстого, 67) и на свои средства построил вторую мечеть.

В 1907 году мусульмане Самары разделились на три прихода: на ул.Казанской, д. 67, где ахуном стал А.Минюшев, на ул. Саратовской в доме бывшего муллы Мельзитдинова, на Оренбургском спуске (ныне Чкаловский спуск) , где Самарским городским самоуправлением было отведено место для мечети, которая была построена в 1912 году. Председателем попечительского совета по ее строительству был купец первой гильдии и домовладелец Махмут Баишев.

С 1907 по 1913 год в городе действовало татарское мусульманское общество, добившееся открытия библиотеки для взрослых, а также четырех русско-татарских школ (количество учащихся - 160 человек).

В советский период, особенно в 30-е годы, большинство мечетей было закрыто, часть из них переоборудовали под школы, клубы, магазины, мед-пункты и складские помещения. Здание Соборной мечети в Самаре сохрани-лось до 60-х годов и использовалось как общежитие студентов сельхозинсти-тута. Лишь в отдельных селах (Теплый Стан, Новое Фейзуллово, Татарские Выселки, Новое Мансуркино, Камышла) мечети продолжали функциониро-вать, хотя большинство официальных служителей культа были репрессированы, а их функции исполняли местные старики, знающие исламское вероучение и порядок совершения обрядов.
Осенью 1937 года органы НКВД сфабриковали «Дело об исламской контрреволюционной организации» (руководитель М. Муртазин), в результате чего погиб 41 представитель татарской общественности Куйбышева – не только священнослужители, но и хозяйственные руководители, учителя.
Только в декабре 1967 года Куйбышевский горисполком дал разрешение религиозному обществу мусульман оборудовать молельный дом (Малый тупик, 127), который в 1985 году был переоборудован под мечеть с установкой минарета.
С конца 80-х годов в стране начался новый этап национально-духовного возрождения. Наиболее зримым его результатом стало строительство новой мечети в областном центре. 28 ноября 1999 года в областном центре на ул. Стара-Загора была торжественно открыта Соборная мечеть, которая является одной из крупнейших в Европе. В сооружении этого храма большая заслуга Администрации области.
На сегодняшний день в Самарской губернии действует около 80 мечетей и молельных домов, 4 медресе (в Самаре и селах Алькино, Денискино, Камышла). В 1994 году было создано Духовное управление мусульман Самарской области (ДУМСО) во главе с имамом А. Мингачевым. С 1999 года ДУМСО возглавляет муфтий Вагиз Яруллин. ДУМСО Самарской области входит в Центральное духовное управление мусульман России и европейских стран СНГ, располагающееся в Уфе. Духовным руководителем этой части мусульман является шейх-уль-ислам Талгат Таджуддин.
Вновь построенные в сельской местности мечети в архитектурном плане полностью копируют старые мечети дореволюционной эпохи, при этом увеличены их размеры, количество и величина окон, а часть из них построена из кирпича. Помещения мечетей ориентированы михрабом (нишей в стене мечети, указывающей направление на Каабу, главную святыню ислама, к которой молящиеся мусульмане обращаются лицом) на юг. Двери в молельный зал располагаются с севера. Все мечети имеют минарет, с которого звучит пятикратный призыв к молитве – азан (через репродукторы), четырехскатную крышу, входной тамбур, подпол, чердак. Поверхность пола в таких мечетях представляет собой толстый слой из принесенных в дар новых ковров, намазлыков, одеял, расстилаемых поверх прежних.
Возобновление служб в мечетях постепенно возрождает и отдельные традиции, воспринимаемые населением как исламские. Например, в последние годы широко распространилось ношение оберега - бэти: написанный на бумаге текст из Корана – дога (одновременно и молитва) оборачивается лоскутом ткани и для прочности зашивается в кожаный футляр. В традиционном быту оберег зашивался в невидимые места одежды (подмышку), вплетался в косы. В настоящее время обереги часто носят в виде цепочки на шее, особенно юноши. Непременным атрибутом каждого татарского дома и мечети являются сосуды для омовения – кумганы, четки – тиспе.

ScoolYaktylykТатарский народ в годы Великой Отечественной войны дал Родине трех Героев Советского Союза – это Махмут Аипов, Рауф Кутуев, Ольга (Ляля) Санфирова. После войны в Ставрополе-на-Волге (с 1964 года Тольятти) проживал полный кавалер орденов Славы Хамидулла Насибуллин (уроженец Алькеевского района Татарской АССР). Героические имена этих людей высечены на обелиске у Монумента Славы в центре Самары.
Представители татарской общественности занимают видное место в экономической и других сферах жизни региона. Имена наших земляков золотыми буквами вписаны в историю татарского народа. Это – Зия Ярмяки, Анвар Давыдов, Халик Садри. Знаменитый танец ансамбля «Ак каен» «Ярмяк вагы» стал вкладом в общетатарское национальное хореографическое искусство.
Благодаря многолетнему добросовестному труду на ответственных должностях в различных отраслях народного хозяйства, военной службе, в медицине, науке, а также достижениям в национальной и духовно-просветительской деятельности, спорте, литературе и искусстве большую из-вестность завоевали знаменитый нефтяник послевоенных пятилеток Герой Социалистического Труда Гаяз Сабирзянов, генералы Ахметгерей Рамазанов и Вали Ибрагимов, доктор медицинских наук Альфия Ахметзянова, директор завода «Продмаш» Фатых Абдуллов, генеральный директор фирмы «Океан» Сания Каюмова, директор школы «Яктылык» Харида Дашкина, председатель совета директоров ЗАО «Самарская кабельная компания» Анвар Бульхин, президент группы компаний «Прогресс» Вазых Мухаметшин, генеральный конструктор ракетно-космического центра «ЦСКБ – Прогресс», доктор технических наук Равиль Ахметов, ученые казанских вузов уроженцы Самарского края Ибрагим Нуруллин и Джамиль Гильманов, исполнительный директор областного фонда жилья и ипотеки Дания Вагапова, президент «ИПОЗЕМбанка» Ильяс Шакуров, имам Ибрагим Ганеев и муфтий Вагиз Яруллин, ветераны по-требкооперации и активисты мусульманской общины советской эпохи Абдулкадыр Амиров и Абдулла Аюпов, мастер по изготовлению татарской гармони «тальянка» Гали Гаряев, поэты Гакиль Сагиров и Рустам Мингалимов, художник Нурхатим Бикулов, доктор медицинских наук Ильдар Шакуров, доктор исторических наук Наиля Тагирова, директор Татарской энциклопедии Гомер Сабирзянов, предприниматель Талгат Хузин, отважный моряк Асхат Зиганшин, известные спортсмены заслуженные мастера спорта СССР Галимзян Хусаинов и Хабиль Бикташев, заслуженный тренер РСФСР Наиль Гареев и мастер спорта международного класса Рамазан Галялетдинов, заслуженные артисты Республики Татарстан Рашид Шамкаев и Рустам Валеев, художественные руководители ансамбля «Ялкынлы яшьлек» Ильгиз Колючев, Камышлинского народного театра – Атлас Тухбатшин, руководители двух крупнейших татарских организаций в Самаре и Тольятти Джамиль А. Валиуллин и Джамиль Р. Валиуллин, член исполкома Всемирного конгресса татар двух созывов Равиль Ягудин, предприниматели, депутаты Сызранской городской Думы братья Ильдус и Ильсур Гильмановы и многие другие.
Татары Самарского края, несмотря на многие негативные факторы, связанные с урбанизацией, влиянием массовой культуры, размыванием этнических особенностей, глобализацей, сохраняют основные черты национальной культуры, религиозные традиции и всячески стремятся занять достойное место в быстро меняющемся мире.