Историко-этнографический очерк
РУССКИЕ
В Самарской области проживает 2 645 127 человек (2010 год)
Русские (самоназвание) - основное население Российской Федерации, численность которого по переписи 2010 года собственно в России составляла 111 016 896 человек (80,9 % населения), в том числе в Башкирии - 1 432 906 человек (35,1%), Республике Марий Эл - 313 947 человек (45,1%), Мордовии - 443 737 человек (53,2 %), Татарстане - 1 501 369 человек (39,6 %), Удмуртии - 912 539 человек (60,0 %), Чувашии - 323 274 человек (25,8 %). За пределами Российской Федерации проживают около 23 миллионов русских, в основном в странах бывшего Советского Союза. Значительные группы русских живут на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Эстонии, Латвии, Молдавии, Киргизии, Литве, Узбекистане, а также во Франции, США, Канаде и Австралии.
Говорят на русском языке славянской группы индоевропейской языковой семьи. Имеется множество диалектов и говоров. Русский алфавит – вариант кириллицы.
Верующие русские – преимущественно православные (в т.ч. старообрядцы), имеются протестанты различных течений.
Русские являются самым многочисленным народом в Самарской области (2 645 124 человек - 82,3% от общей численности населения). Они преобладают как в самой Самаре, так и в большинстве районов Самарской области.
К 1990 году численность русских достигла 145,16 млн. человек (собственно в России - 82,6% всего населения); 49,7% русских заселяют центр европейской части, северо-западную часть России, Волго-Вятский район и Поволжье. На Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке их 23,9%. Больше всего русских проживает на Украине, в Казахстане, Узбекистане, Республике Беларусь.
История русского народа уходит корнями в эпоху древнерусского государства - Киевской Руси, возникшего в IX веке в результате объединения восточно-славянских племен. В процессе укрепления центральной власти в состав государства вошли финно-угорские, балтские и тюркские племена. Хозяйственное освоение окраин вызывало массовые переселения русского населения в различные исторические периоды, в результате чего происходило, с одной стороны, смешение различных групп населения, образовавшихся ранее, с другой - формирование новых групп в ходе адаптации переселенцев в новых условиях жизни.
Ощутимые различия наблюдались в культуре и быту исторически сложившихся больших этнических групп русского народа: северной, южной и средней.
Северные великороссы занимали территорию примерно от бассейна Волхова на западе до верховьев Вятки и Камы на востоке; южные великороссы - черноземную полосу России от бассейна Десны на западе до Суры (правого притока Волги) на востоке, от Оки на севере до среднего течения Дона на юге. Междуречье Оки и Волги считается переходной средне-русской зоной. Именно здесь в XIV веке начала складываться русская государственность и происходило в дальнейшем формирование русской народности.
Формирование русского населения Самарского края происходило в XVI-XIX веках за счет переселения русских из других мест. Первые постоянные селения в Заволжье появились после строительства на левом берегу Волги в 1586 году крепости Самара, под защитой которой в конце XVI - начале XVII веков возникли русские селения и на Самарской Луке: Рождествено, Подгоры (Ильинское) и другие. Основателями этих сел стали крестьяне, бежавшие на Волгу от непосильных феодальных повинностей и малоземелья из центральных уездов России.
Среднее Поволжье явилось также районом формирования большого субэтноса - волжского вольного казачества. Появлению казачьих поселений способствовали удобные природные условия края: здесь замыкались два громадных водных кольца, позволявших казакам быстро уходить от погони и внезапно появляться для новых набегов. Одно из первых упоминаний о появлении казачьих отрядов на территории края относится к 1551 году, когда руководитель русского посольства сообщал в Астрахань, что на его караван «против Иргизского устья, в стругах пришел князь Василий Мещерский да казак Лючига Хромой, путивлец». Активность действий казачества на Средней Волге достигла своего пика во второй половине 70-х - начале 80-х годов XVI века, но строительство крепости Самара лишило перспективы формирования в Среднем Поволжье казачьей области. Казаки со Средней Волги, в основном, ушли на Яик. Названия разрозненных поселений казаков на Самарской Луке в Жигулевских горах: Кольцово, Ермаково, Жигулиха, Барбошина Поляна связаны в самарской топонимике с легендарными именами основателей этих поселений.
Первые русские деревни устраивались, как правило, под эгидой крупных собственников - церковных феодалов (московские Чудов, Новоспасский, Новодевичий, самарский Спасо-Преображенский и другие монастыри) и купцов-промышленников. Среди последних наиболее заметным являлся ярославский «гость» Надея Светешников, основавший в 30-х годах XVII века в западной части Самарской Луки несколько слобод для добычи соли. По имени купца вся местность получила название Надеинское Усолье.
Массовый приток русского населения в Самарское Поволжье стал возможным только после строительства городов-крепостей и оборонительных линий: Закамской (1652-1656), Сызранской (1683), Новозакамской (1732-1734), Оренбургской (1736-1743).
Колонизация края осуществлялась по-разному: от целенаправленных переселений различных групп населения правительством, помещиками, монастырями и до «вольных» переселений беглых крестьян. Переселенцы явились сюда из 44 губерний и уездов России. Обращает на себя внимание «изначальная» (для данного региона) смешанность выходцев из различных районов России, основавших поселения в Самарском Поволжье. В общей массе переселявшихся сюда русских крестьян выделялись переселенцы из соседних поволжских губерний, прежде всего, Симбирской и Казанской, а также южной части Нижегородской. Они селились большей частью в северных и восточных районах края (Самарский, Ставропольский, Бугульминский, Бугурусланский уезды).
В заселении края участвовали также выходцы из центра России - Московской, Владимирской, Ростовской, Тульской, Рязанской и других губерний, а также из северных - Костромского, Новгородского, Белозерского краев. Переселенцы из южных губерний – Тамбовской, Пензенской, Воронежской, Курской и др. селились, как правило, в степной части Самарского Заволжья - Бузулукском, Николаевском, Новоузенском уездах.
В XVI-XVIII веках продвижение переселенцев шло на восток с севера, северо-запада и запада, а в конце XVIII-XIX веков - с правобережья Волги и из центральных черноземных уездов России. В итоге из сопредельных территорий Среднего Поволжья около 90% крестьян переселились в Самарскую губернию. Таким образом, переселившееся в Самарское Поволжье русское население состояло из представителей трех этнографических групп: северо-, средне- и южнорусской. Этнографическая неоднородность русских в Самарском крае выражалась как в самоназваниях отдельных групп в XIX веке: «москвичи», «куряки», «пензяки», «симбирцы», так и в названии многих селений: Питерка, Московка, Новотулка, Курская, Пензенка, Можайка, Калуга, Валуйка.
Во второй половине XIX века сложилась в основных чертах современная этническая карта Самарского края. Русские крестьяне расселились по всей территории Самарской губернии, но только в двух уездах - Бузулукском и Самарском - численность русского населения была преобладающей.
Начавшийся на рубеже XVI-XVII веков процесс превращения обширных и практически безлюдных пространств правобережья Волги, степей и лесостепей Заволжья в важнейший земледельческо-промысловый регион страны с многочисленным оседлым населением завершился к середине XIX века. Это отразилось в факте создания заволжской Самарской губернии (1851), получившей статус «внутренняя губерния Империи». К этому времени Самарское Поволжье представляло собой многонациональный регион, где большинство населения составляли русские. Кроме них, здесь проживали татары, мордва, чуваши, башкиры, украинцы и другие народы.
Поселения и постройки
Наиболее ранними русскими поселениями на территории Среднего Поволжья были деревни, села и слободы. Последние с основным служилым населением образовывались вблизи укрепленных линий и городов-крепостей.
Самым распространенным типом сельского поселения у русских была деревня с небольшим количеством дворов (на первых этапах до 10 хозяйств). С увеличением численности жителей и появлением церкви деревня переименовывалась в село (от 30 дворов). Наименования селений имели различное происхождение. Они могли отражать местные природно-ландшафтные условия (Подгоры, Осиновка, Утевка); наиболее частыми были случаи, когда к названию прежнего селения в районе выхода переселенцев добавлялся термин «старое» («новое»), «большое» («малое») (Новая Васильевка, Малая и Большая Глушица). Название происходило и от имени основателя - помещика или крестьянина (Карловка, Федоровка), давалось по престолам приходских церквей (Архангельское (Новинки), Ильинское (Подгоры), Рождествено), а также свидетельствовало о месте выхода переселенцев (Московка, Пензенка).
Сравнительно поздним типом поселения, появившимся в XIX веке вследствие малоземелья крестьян, следует считать выселки. Появляются также хутора. В годы советской власти довольно распространенным типом поселения становятся поселки.
Для русских селений характерной является уличная или линейная планировка: два порядка домов, расположенных по прямой (или почти прямой) линии, с проезжей частью между ними. При линейной планировке селения, как правило, состояли из нескольких улиц шириной 20-50 метров, расположенных параллельно или под углом друг к другу.
Основным типом жилой постройки в среде русского населения Самар-ского края являлась деревянная срубная изба с подпольем. Каркас такого жилища собирался из бревен, сложенных в четырехугольные горизонтальные венцы и скрепленных различными способами: «в чашку» (в угол), в обло с остатком (с выступающими концами), а также в крюк, в иглу, в охлуп. Сруб, состоящий в среднем из 12-15 бревен-венцов, ставился на фундамент - стулья, в качестве которого могли выступать дубовые стойки, бутовый камень или известняк. Пол настилался на переводины, скрепляющиеся на уровне второго или третьего венца. Пазы сруба прокладывались мхом и паклей, а снаружи промазывались глиной. Одновременно оформлялись оконные и дверные проемы. Окна размером 40х60 см вырубались в 5-7 венцах и окаймлялись наличниками, реже ставнями - закроями. Преобладающей формой крыши являлась двускатная, в южных районах губернии - четырехскатная (шатровая).
В степной зоне вместо леса в русском домостроительстве использовался саман. Стены жилой избы выкладывали из кирпичей, изготовленных в специальных формах из смеси глины, соломы и песка и высушенных на солнце. Щели между кирпичами заливали жидкой глиной.
Для планировки жилища в прошлом было характерно трехкамерное деление: изба-сени-клеть. В начале XX века планировка домов начала изменяться. Чаще стали строить жилища по следующим типам: изба-сени (четырехстенок), изба-сени-изба, пятистенок. Последний тип представлял собой жилище из двух срубов с одной общей стеной. Раньше пятистенки были доступны лишь зажиточному сельскому меньшинству. В настоящее время этот тип постройки жилого дома является широко распространенным в сельских районах.
У русского населения губернии наиболее распространенным был общерусский тип внутренней планировки жилища, когда большая русская печь располагалась в углу при входе, а ее устье обращено к передней стене дома с окнами как основному источнику света. Расположение печи слева относительно входа характерно для северорусского типа планировки, справа - для южнорусского типа. Часто встречающееся направление устья печи не к передней, а к боковой стене можно считать культурным заимствованием у местных поволжских народов.
По диагонали от печи устраивался передний - красный - угол, в котором на определенной высоте, ближе к потолку, вешались иконы - образа. В переднем углу стоял большой стол, вдоль стен располагались широкие лавки. У печи, над входом, почти пол-избы занимали полати. Пространство за печью - бабий угол - отгораживалось занавеской или деревянной пере-городкой.
Жилой дом с хозяйственными надворными постройками образовывал крестьянскую усадьбу. Усадьба огораживалась тесовой или плетневой изгородью.
Из хозяйственных построек наибольший интерес представляют мазанка (летняя кухня, распространенная в южных, степных районах края) и калда (загон для скота). Мазанка сооружалась из саманного кирпича, вплотную к стенам по углам ставились сохи, на которые укладывались боковые слеги, на слеги - доски, и все это засыпалось землей. Калда (карда) - общераспространенный, заимствованный у местных тюрко-язычных народов термин - использовался в качестве названия огороженного изгородью загона для скота на территории усадьбы.
Бани в целях противопожарной безопасности обычно строили вблизи водного источника, на окраине селения. В степных районах края в XIX веке во многих селениях мылись и парились обычно в большой русской печи.
В стороне от села устраивалось (как правило, силами 2-4 хозяйств) гумно - огороженный плетнем участок, на котором сооружались ток для молотьбы хлеба и сараи (лабазы, клуни, риги, половни, колоснянки и т.д.), представлявшие собой крытые соломой плетневые постройки длиной 12-15 метров и высотой свыше 2 метров. В них хранили мякину.
Традиционное хозяйство и промыслы
По природным условиям Самарскую область можно условно разделить на северную (лесостепную) и южную (степную) части, естественным водоразделом которых является река Самара. В северной части преобладающей почвой является плодородный чернозем с подпочвой из глины, известняка и кварцевых пород, в южной части - суглинок с подпочвой такого же рода.
Основными системами землепользования в Самарской губернии являлись трехполье, преобладавшее в северной и северо-восточной частях губернии, и переложная система, распространенная в южной ее части.
Традиционными орудиями труда служили соха, тяжелый колесный плуг-сабан, конный плуг и рамная борона. Тяжелый плуг, в который впрягались 3-4, а иногда 5 пар волов, имелся только в хозяйстве зажиточных крестьян, конный же плуг являлся более универсальным и при этом одинаково хорошо переворачивал и рыхлил землю.
Основными сельскохозяйственными культурами, возделываемыми на территории Самарского края, являлись рожь, пшеница, овес, греча, просо, ячмень, горох, а также лен и конопля (для изготовления одежды). Озимые поля в северной части губернии засевались обычно рожью, а яровые - овсом и гречей. В центре губернии, на территории бывших Бугурусланского и Самарского уездов, в яровом поле, кроме упомянутых выше, возделывались также рожь и пшеница. На юге губернии, где велось переложное хозяйство, пшеница являлась преобладающей культурой. Предпочтение отдавалось высшим ее сортам (например, белотурке), производившимся, в основном, для продажи на рынке. В пищу использовались, главным образом, просо и ячмень.
В пореформенный период Самарская губерния принадлежала к разряду многоземельных территорий, где наблюдался избыток земли по сравнению с рабочей силой. Это приводило к относительной дороговизне труда по сравнению с дешевизной найма земель из первых рук. Такое экономическое положение способствовало возникновению особого рода промысла - найма земли для хлебопашества, чаще всего отмечаемого в южных уездах края. Купцы и зажиточные крестьяне арендовали на год несколько тысяч десятин нови и приглашали для ее обработки целые артели работных людей. Таким образом, урожаи товарных сортов пшеницы собирали в больших количествах и отправляли в Самару для складирования в общественных амбарах, чтобы потом отправить по Волге на продажу в другие регионы.
Разведение скота было развито преимущественно в южной части губернии, где было много свободных степных земель. Эти земли можно было арендовать за небольшую плату, что позволяло не только содержать собственную скотину (коров, овец, свиней и лошадей), но и разводить ее на продажу.
Огородничество, несмотря на его вспомогательный характер, являлось существенным подспорьем в хозяйстве русского населения и давало неплохие урожаи. На приусадебных участках сажали капусту, редьку, морковь, огурцы, картофель, подсолнечник, бобы, тыкву, дыни и арбузы. Все это продавали в Самаре и других волжских городах.
Изобилие лугов и перелесков на территории губернии благоприятствовало разведению пчел.
Одновременно с заселением края формировались центры разнообразных народных промыслов. Распространение их было неравномерным, что соответствовало общей картине размещения промыслов в Поволжье в 30-е годы XX века: очаги кустарных производств на правом берегу Волги многочисленнее и компактнее, чем в левобережье.
Согласно дореволюционным статистическим сведениям в русских селениях Самарской губернии повсеместно были распространены производство льняной пряжи и ткани, портняжный промысел, изготовление изделий из лыка и коры. Существовала и некоторая специализация по уездам. В Бугурусланском, Новоузенском и Ставропольском уездах было развито изготовление телег, повозок, дуг, колес и т.д. Кузнечные изделия (гвозди, подковы, кочерги, сковородки, ложки, ковши, чугуны и др.) производились в Николаевском уезде. Бугурусланский и Бузулукский уезды славились своими бондарными мастерами, производящими бочки, кадки, ведра, коромысла. Скорняжное дело (выделка овчин, мехов, пошив шуб и полушубков) было хорошо поставлено в Бугульминском уезде.
Наибольшее количество промыслов и ремесел: вязание и плетение платков, шарфов, рукавиц, чулок, ковров и кушаков отмечено в Бузулукском уезде. Производство тканых кушаков было одним из самых известных и высокоразвитых традиционных промыслов у русского населения Самарской губернии вплоть до начала XX века. Основным центром их производства было село Максимовка Бузулукского уезда (ныне Богатовский район). Этот промысел был завезен переселенцами из Тамбовской губернии. Вот как выглядели знаменитые самарские кушаки: «Каждый кушак имел 3 аршина длины и 4-5 вершков ширины. Он представлял собой чрезвычайно пеструю смесь из семи различных цветов: красного, черного, желтого, лилового, белого, зеленого и малинового, расположенных в ряд узкими полосами по длине кушака. Всего было 72 различных полоски, которые оканчивались трехвершковой бахромой из того же материала».
Самарские кушаки имели в свое время большую популярность. Например, в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве два жителя села Максимовка Г. Гордеева и А.Я. Константинова были награждены бронзовыми медалями за представленные изделия.
На территории губернии в XIX веке существовал ряд селений, где был распространен пуховязальный промысел (село Сухая Вязовка, села в нынешних Пестравском и Хворостянском районах).
Широко было развито плетение домашней утвари из лозы и лаптей из лыка. Лапти производились практически в каждом селе, а в приволжских селениях - специально на продажу (село Екатериновка Безенчукского района).
Самарская губерния известна своей домовой резьбой, получившей особенное развитие в северных районах. Основными центрами, где жили мастера-резчики, являлись село Хрящевка и город Ставрополь. Широко был распространен орнамент, состоящий из побегов веток, завитков, который отличался своей простотой и лаконичностью. Иногда такой мотив подвергался геометризации. Тогда завитки листвы превращались в оригинальные рисунки с розетками в центре. Другим своеобразным мотивом, характерным для поволжской резьбы в целом, было изображение фараонки - получеловека-полурыбы, а также зверей и птиц.
Гончарное производство в Самарской губернии не было широко распространенным по сравнению с центральными районами России, но являлось, тем не менее, одним из развитых ремесел. Статистики XIX века объясняли это «малым количеством наличия гончарной глины и трудоемкостью, связанной с ее добычей». Наибольшую известность во второй половине XIX века получили следующие центры гончарного производства: Новая Майна Ставропольского уезда (современная Ульяновская область), Шешминская крепость Бугурусланского уезда (современный Татарстан), Сарбай (село Большой Сарбай Кинель-Черкасского района), Сосновка (современный Похвистневский район), а также находящиеся в то время в Сызранском уезде села Печерское (современный Сызранский район) и Костычи (современный г. Октябрьск).
В XX веке гончарство сохранялось в Борском (села Покровка, Борское), Пестравском (села Мосты, Тепловка), Кинель-Черкасском (села Большой Сарбай, Кабановка), Похвистневском (село Сосновка), Сергиевском (поселок Пластуны), Нефтегорском (село Утевка), Шенталинском (села Шентала, Артюшкино), Сызранском (села Печерское, Балашейка), Клявлинском (село Старосемейкино), Новобуянском (в современном Ставропольском районе село Мусорка), Елховском (село Березовка), Богатовском (село Съезжее), Исаклинском (село Базяш), Большеглушицком (села Малая и Большая Глушица), Челно-Вершинском (село Зубовка) и других районах.
В большинстве случаев гончарный промысел в Самарском Поволжье носил подсобный характер. У мастеров имелись наделы земли в таком же количестве, как и у остальных сельских жителей. Гончарством занимались в зимнее время, свободное от сельскохозяйственных работ. При необходимости летом гончары работали ночью. Упоминания о мастерах, для которых гончарство было основным средством обеспечения семьи, а их сельскохозяйственные занятия были ограничены приусадебным участком, были редкими (например, в селе Тепловка Пестравского района). Сезонность работ была обычным явлением в среде сельских гончаров, разные типы рабочих помещений и техническое оснащение производства сохранялись на протяжении всей его последующей истории.
Анализ гончарного производства XIX века выявил определенные черты преемственности. В ходе изучения технологических приемов были обнаружены признаки использования таких архаичных навыков работы, как скульптурная лепка начинов и части полого тела. В среде самарских гончаров нашли распространение ножной гончарный круг, а также навыки полного вытягивания сосуда из комка глины на гончарном круге и глазурования изделий.
Причинами вымирания русского гончарства в Самарской области стали вытеснение глиняной посуды более дешевой стеклянной и металлической, изготовленной промышленным способом, потеря спроса на продукцию, трудности с вывозом продукции и ее сбытом, налоговая политика местных властей.
В настоящее время в Самарской области проживают отдельные мастера преклонного возраста, которые прекратили заниматься гончарным промыслом 20-30 лет назад. В с. Сарбай Кинель-Черкасского района гончарство возрождено в качестве учебного центра.