Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

КАЛМЫКИ

В Самарской области проживает 68 человек (2010 год)

Самоназвание – хальмг.

GravurAdama1Численность и расселение. Общая численность в мире – около 600 тыс. человек. В Российской Федерации – 183,4 тыс. человек. Калмыки составляют основное население Республики Калмыкия (162,7 тыс. человек), живут также в Астраханской, Волгоградской, Ростовской, Оренбургской, Саратовской областях, Ставропольском крае, Республике Дагестан, в некоторых областях Западной Сибири, Казахстане, Кыргызстане. Большая численность калмыков в Монголии (около 170 тыс. человек) и в Китае (около 250 тыс. человек). Небольшие группы проживают в США, Франции, Швейцарии, Германии, Югославии, Болгарии.

Антропологический тип – подгруппа ойраты (западные монголы) монголоидной расы.

Родной язык – калмыцкий, относящийся к монгольской группе алтайской языковой семьи, который подразделяется на два говора – дербетский и торгутский. В основу литературного языка заложен дербетский говор.

Возникновение калмыцкой письменности связано с именем Заи Пандиты, который в 1648 году составил алфавит на старомонгольской графической основе (Тодо Бичиг). С 1925 года письменность существует на основе кириллического шрифта. В 1930 г. он был заменен на латинизированный, а с 1938 г. и до настоящего времени снова используется русская графическая основа.

GravurStavropolТрадиционная религия. Калмыки традиционно исповедуют буддизм (ламаизм школы гелугпа), часть калмыков – православные. Для подчинения калмыков правительство начало крестить кочевников и переводить их на оседлый образ жизни. Уже к середине XVII века калмыки стали принимать православие, хотя господствующей религией у них оставался ламаизм. Жрецы – гелюнги – составляли четверть всего населения, поэтому их содержание было тяжким бременем для всего народа. Это послужило еще одной причиной перехода части рядовых калмыков из ламаизма в православие. К началу XVIII века было крещено около 6 тыс. калмыков.

Этнические группы – бузавы, дербеты, торгоуты, хошуты, сарт-калмыки.

Этногенез и история заселения Самарской области. Предки калмыков – западные монголы - ойраты. С начала XIII века ойраты входили в состав войска Чингисхана. В конце XIV – начале XVI веков ойраты подвергались военному давлению и были вынуждены передвигаться с мест прежнего обитания на новые земли. Решающую роль в уходе ойратов из Внутренней Монголии сыграли сильная засуха, увеличение рождаемости, рост поголовья скота. В XVII веке ойраты приняли подданство России.

httpwww.harada.rufotodisplayimage.phppid232fullsize1В русских документах их стали называть калмыками. Калмыки расселились в приволжских степях, по обоим берегам Дона, в Прикаспии и на Южном Урале. В 1664-1771 годах существовало Калмыцкое ханство, ставшее вассалом России.

В 1736 году ведомство иностранных дел решило сосредоточить всех новокрещенцев в одном месте – за чертой Закамской укрепленной линии, на землях выше города Самары. В.Н. Татищев осуществил закладку города, руководствуясь необходимостью защиты юго-восточных рубежей Российской империи от набегов башкир. Благодаря выгодному географическому положению на главной водной магистрали России – Волге – крепость имела перспективу развития. Поскольку одной из целей основания города было упрочение и распространения христианства среди калмыков, городу было решено дать название Ставрополь, что в переводе с греческого языка означало «город Креста».

Весной 1738 года началось строительство нового города. Для поселения в нем был определен из Астрахани, Царицына, Саратова 2241 человек в 700 кибитках. Однако подлежащие отправке калмыки разбежались по улусам. Только 159 душ мужского пола и 128 душ женского пола были отправлены со всем имуществом по реке Волге. На дорогу царское правительство давало деньги и одежду, а по прибытии в Ставрополь снабжало каждую семью лошадью, мукой и семенами на посев. Но калмыки переселялись неохотно.

kalmychkaВ 1741 году прикочевало 100 кибиток, в августе 1743 года переселилось 253 человека, в 1744 году прибыло 10 кибиток, в 1745 году – 78 кибиток. К началу 1744 года в Ставропольском ведомстве насчитывалось 3313 крещеных калмыков. Уход калмыков из ханства и их приход в Ставрополь были обусловлены междоусобицей и борьбой за власть.

Самым значительным стал приток калмыков в 1746 году, когда прибыло около 1000 душ, и в 1772 году - тогда на ставропольские земли было переселено до 3000 калмыков. Во второй половине XVIII века в городе Ставрополе жило 8695 человек.

Осенью 1738 года Ставрополь представлял собой крепость в виде неправильного шестиугольника с палисадом в 1866 метров в окружности.

На карте Российской империи появились поселения и слободы, в которых поселились крещеные калмыки: Воскресенская (Ягодная), Благовещенская (Сускан), Чекалино, Богоявленская (Курумоч), Предтеченская (Красное), Калмыцкая Сахча (Верхнее Якушкино), Преображенская (Кошки), Кобельма (Калиновка), Тенеево, Раковка и Гвардейская. В некоторых из слобод были построены церкви – в Воскресенской, Предтеченской, Преображенской, Курумочской, Тенеево, Сусканской.

Из калмыков был создан казачий так называемый Атаманский полк общей численностью в 1000 человек. Ежегодно 300 человек из этого полка отправлялись в оренбургские степи на охрану южных границ государства. Полк в составе 500 человек принял участие в Отечественной войне 1812 года.

Но недолго прожили калмыки на новом месте. В 1771 году часть калмыцких тайш из Астраханской и Оренбургской губерний ушла в Джунгарию, уведя с собою около 125 тыс. калмыков. Большинство из них погибло в пути. Калмыцкое ханство было ликвидировано, его территория включена в Астраханскую губернию. Эти причины привели к упразднению Ставропольского казачьего войска.

zolotye vorotaВ настоящее время, несмотря на отсутствие компактных калмыцких поселений на территории Самарского края, их следы сохраняются в Ставропольском, Красноярском, Елховском, Кошкинском, частично Сергиевском районах. Об этом свидетельствует топонимика и гидронимика населенных пунктов: так, топоним «Курумоч» и аналогичный гидроним имеют монгольское происхождение, где «Курумоч» переводится как «Каменистая насыпь». Топоним «Аманак» означает «устье реки»; гидроним «Авраль» - «сухое русло».

В XIX веке центр проживания калмыков переместился в район Нижней Волги. В 1920 году была образована Калмыцкая автономная область (с 1935 года – Калмыцкая АССР). В 1943 году калмыцкий народ, как и многие другие народы СССР, подвергся депортации, длившейся 13 лет. В 1957 году была воссоздана Калмыцкая АССР. В 1992 году она провозгласила суверенитет и стала называться Республика Калмыкия – Хальмг Тангч.

Типы поселений. В XVII — середине XX веков субэтническое деление калмыков выражалось в существовании у них улусов — обособленных кочевий, примерно соответствовавших какому-либо субэтносу. После перехода большей части калмыков с середины XIX века к оседлому образу жизни улусы получили от российских властей статус административно-территориальных единиц.

До начала XX в. традиционные поселения калмыков (хотоны) имели семейно-родственный характер. Для них была характерна планировка в форме круга из переносных жилищ, в центр его загоняли скот, там же проводили общественные сходки. С XIX в. появились стационарные поселения с линейной планировкой.

Типы жилья. Основным жилищем кочевых калмыков была кибитка (юрта монгольского типа). Её деревянный остов состоял из 6-12 складных решёток, круга в верхней части, который соединялся с решётками длинными изогнутыми рейками. Дверь делалась двустворчатой. Левая от входа сторона считалась мужской, здесь были конская упряжь, обработанные шкуры, кровать для хозяев, постельные принадлежности; справа от входа располагалась женская половина с кухонной утварью. В центре был очаг, над ним на треножнике ставили котел, за очагом было почётное место, куда сажали гостей. Пол застилали войлоками. Другим переносным жилищем кочевых калмыков была юрта, устанавливаемая на повозку. Стационарными жилищами сначала были землянки и полуземлянки из сырцовых или нарезанных из дерна кирпичей, а с XIX в. стали распространяться строения русского типа, бревенчатые и кирпичные

Традиционное хозяйство и промыслы. Основу традиционного хозяйства калмыков составляло кочевое скотоводство. В стаде преобладали овцы, курдючные и грубошерстные, и лошади калмыцкой степной породы, отличающиеся неприхотливостью; разводился также крупный рогатый скот — коровы красной породы, выращиваемые на мясо, а также козы и верблюды. Скот круглогодично содержался на пастбище, с XIX века стали запасать корм на зиму. С переходом на оседлость (за исключением российских калмыков и тех, кто проживал на Западе, остальная часть ойрат-калмыков продолжает вести полукочевой образ жизни) стало практиковаться разведение свиней.

В Приволжье и на Каспии значительную роль играло рыболовство. Немаловажное значение имела охота, главным образом на сайгаков, а также на волков, лисиц и другую дичь.

Земледелием некоторые группы калмыков занимались издавна, но значительной роли оно не играло. Лишь с переходом к оседлости стало расти его значение. Выращивались зерновые — рожь, пшеница, просо и др., технические культуры — лен, табак, огородные, садовые и бахчевые. С ХХ веке калмыки начинают заниматься также заливным рисосеянием.

Развиты были ремесла, в том числе кожеобработка, валяние войлока, резьба по дереву и др., в том числе художественные — тиснение по коже, чеканка и гравировка по металлу, вышивка.