Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

ЭСТОНЦЫ

В Самарской области проживает 250 человек (2010 год)

Самоназвание - ээстласед, эсты.

2ecb2b479ca8a7e1dbe8af9c5fa8547fd42d06152036342Численность и расселение. Общая численность – около 1 млн. человек. Основное население Республики Эстония. Проживают небольшими группами в странах Европы, США, Канаде, Австралии. Антропологический тип - Антропологически относятся к восточно-балтийской и атланто-балтийской расам европеоидной расы и переходным типам между ними. Родной язык - эстонский, относится к прибалтийско-финской подгруппе финно-угорских языков Уральской языковой семьи. В языке выделяется несколько диалектов. Литературный язык сложился на основе северного диалекта. Письменность у эстонцев существует на основе латинской графики с XVI века.

Традиционная религия. Верующие эстонцы – христиане (лютеране, есть православные).

Этнические группы – выру, сету.

Этногенез и история заселения Самарской области. Предками эстонцев являются прибалтийско-финские племена охотников и рыболовов, появившиеся в Эстонии в середине III тысячелетия до н.э. с востока и ассимилировавшие местное население. Под влиянием балтийских народов у эстонцев развивается земледелие и скотоводство, которые оставались основными занятиями до XX века. В ходе Северной войны 1700-21 Эстония вошла в состав России. Северная Эстония образовала Эстляндскую губернию, южная вошла в состав Лифляндской губернии. В XIX веке из-за аграрных реформ и развития капитализма усиливается переселенческое движение эстонского крестьянства во внутренние области России и города.

965e914f6ef4bdba664aПервые поселения эстонцев появились в западных районах России в начале XVIII века. Массовые переселения безземельных эстонских крестьян в центральные и поволжские губернии, а также в Сибирь начались в середине XIX века и усилились после отмены крепостного права.

Первые поселения лифляндских эстонцев в Самарской губернии возникли в 1857 г. в Новоузенском уезде (ныне – Саратовская обл.), на р. Еруслане, в Карпенковском хуторе. В 1859 г. была основана д. Лифляндка на казенных землях. К 1889 г. в Новоузенском уезде эстонцы проживали в Красно-Кутской волости – в д. Лифляндке (122 чел. в 28 дворах), вместе с русскими и украинцами - в д. Александровке (79 чел. в 17 дворах). В Моршанской волости эстонцы зафиксированы в д. Балтийке, вместе с украинцами (243 чел. в 67 дворах), и д. Эстонке (157 чел. в 39 дворах). В Самарскую губернию прибывали переселенцы, в основном, из трех уездов: Харьюского (Харьюмаа), Вьеруского (Вырумаа), Тартуского.

Большинство переселенцев были крестьянами, батрачившими на остзейских баронов. Эстонцы вложили в переезд последние деньги, и в Самаре им не на что было жить, даже детям не хватало теплой одежды и обуви.

Благодаря помощи местных жителей бедолаг разместили в избах, а И.М. Плешанов пожертвовал переселенцам деньги и мясо.

В Ставропольском уезде Самарской губернии эстонцы поселились в 1861 г. на территории Петропавловской волости (ныне - Кошкинского р-на). Эстонцы пришли сюда из Рижской епархии. Переселенцы тремя частями остановились напротив русских деревень Дегтярки, Шабаловки, Липатовки. Первое время эстонцы жили в землянках. Каждая часть переселенцев обрабатывала отдельный участок земли. Царское правительство им помогало – выделяло деньги на подъем хозяйства, делянки леса для строительства домов и хозяйственных построек.

В землянках переселенцы жили два года. Колонисты обустраивались раздельно по деревням. Дегтяревские колонисты напротив Ягодиновки построили свои деревни Уускюла, Алакюла, Вахекюла, Эстикюла, Куви Ярв, общей длиной в 7 верст. Рядом с деревней Шабаловка возникли деревни Лихукюла и Сабакикюла длиной 3 версты; напротив Липатовки - Лекмакюла, Васикакюла длиною 2 версты.

0 1a16d2_3840c312_origПостепенно в Петропавловской волости Самарского уезда вырастали эстонские деревни - Телегино, Коровино, Эстонка, Средняя Быковка, Левая Шабаловка. Практически во всех деревнях преобладало мужское население, иногда довольно заметно. Так, в Телегино на 28 женщин приходилось 52 мужчины. Эстонцы были в основном лютеранами, но среди переселенцев находилось около 150 православных, бывших прихожан Ильмеровского и Фелькского приходов Дерптского уезда. Однако незнание русского языка, соседство с лютеранами и активность лютеранского духовенства привели к тому, что эстонцы стали отходить от православия.

Несколько эстонских деревень появилось в это время и в Краснокутской волости Новоузенского уезда (ныне - территория Саратовской области).

К началу 80-х годов XIX века численность эстонцев составила в Самарском уезде 438 человек или 0,4% от общей численности населения.

Селения эстонцев были немноголюдными. В Верхней Чесноковке, по данным на 1889 год, имелось 13 дворов с населением 120 человек, в Лифляндке - 27 дворов (119 чел.), Эстонке - 18 дворов (82 чел.), в Балтике - 35 дворов (184 чел.). Кроме этого, эстонцы проживали совместно с русскими в деревнях Правая и Левая Шабаловка, Устье Сухой Речки. Общая численность составляла более 500 человек.

В Новоузенском уезде эстонцы проживали в четырех деревнях, из которых Лифляндка Краснокутской волости, Балтика и Эстонка Моршанской волости были однонациональными, т.е. заселенными только эстонцами, а в Александровке обитали также русские и украинцы. Общая численность эстонцев составила здесь около 600 человек.

В конце XIX века в Самарской губернии проживало 9029 эстонцев. Среди жителей города Самары, по данным переписи 1897 года, эстонцы не числились.

В первое десятилетие XX века география расселения эстонцев несколько расширилась: увеличилось количество селений, а с другой стороны, эстонское население появилось в русских деревнях. В Самарском уезде эстонцы проживали в девяти селениях, общая их численность составляла 1012 человек, а

в Новоузенском уезде - в пяти деревнях, общая численность - 1200 человек. Таким образом, общая численность эстонцев составила более 2200 человек. Эстонскими деревнями в Самарском уезде оставались Средняя Правая Чесноковка (32 двора), Средняя Быковка (22 двора), Телегино (13 дворов), Коровино (18 дворов), а в деревне Горецкая Новоузенского уезда эстонцы проживали вместе с русскими и украинцами.

На девять эстонских селений в Самарском уезде была всего одна лютеранская церковь - в Средней Быковке. Ветряных мельниц в эстонских поселениях было четыре. В Новоузенском уезде молитвенные дома и церкви имелись почти в каждом селении, в Лифляндке и Балтике были открыты земские школы.

Службы в церкви и уроки в школе велись на эстонском языке. Существовал эстонский крестьянский совет. Колонисты стали покупать сельхозинвентарь – культиваторы, сеялки, сноповязалки, молотилки с конным приводом. В каждой деревне была своя кузница, варили деготь и патоку. Женщины сохраняли традиции ручного ткачества своей далекой родины. Плотники и столяры делали раскладные кровати по эстонским образцам и другую мебель, которую можно увидеть и сейчас в эстонских домах Кошкинского района. Доски закрепляли вместо гвоздей выструганными из дерева длинными шпильками. Братья Висман без единого гвоздя построили ветряную мельницу, стоящую на больших камнях.

В 1910 г. в девяти селениях Петропавловской волости Э. числилось 1012 чел., все лютеране. Селения эстонцев были невелики – в среднем по 17 дворов, средняя семья – 6,4 чел., средний надел земли – 29,4 дес., что уступало только немцам. В 1911 г. из Эстонии приезжала специальная делегация – посмотреть, как устроились и живут колонисты.

30-31 мая 1911 года эстонцы Петропавловской волости торжественно отметили 50-летие своих первых поселений на самарской земле. Праздник организовало местное общество трезвости, взяв за образец традиционные в Прибалтике певческие фестивали. Программа включала хоровое пение и игру на духовых инструментах. На торжество приехали эстонцы из самых разных мест, студенты из Юрьева (Тарту, Дерпт) и Петербурга, гости из Самары, Челябинска, Оренбурга, Симбирской и Уфимской губерний. Выступали многочисленные ораторы, вечером был устроен великолепный фейерверк. А через два дня эстонцы приступили к созданию просветительского общества и ссудо-сберегательного товарищества.

Летом 1915 года, в разгар Первой мировой войны, когда в Самарскую губернию стали прибывать беженцы из Прибалтики, самарские эстонцы организовали эстонский комитет помощи беженцам во главе с инженером Г.А. Ярва.

Из эстонцев, активно участвовавших в революционных событиях 1917 года, назовем В.П. Мяги, который стал губернским комиссаром печати. Его именем впоследствии назвали областную типографию и одну из улиц в городе Куйбышеве. А уроженец острова Сааремаа Николай Михайлович Янсон в 1918 году был избран председателем губернского Совета профсоюзов, в 1919 году его назначили первым "красным директором" Самарского трубочного завода.

К началу великих преобразований на селе в 20-х годах XX века эстонцы жили обеспеченно. В каждом хозяйстве имелось по десятку лошадей и даже маленькие трактора. В 1929 году многих эстонцев раскулачили и сослали в Сибирь. Оставшиеся в деревне вынуждены были переселиться из своих домов в бани.

В 20-х годах XX века в Самарской губернии проживал 1701 эстонец, из которых 338 обитали в городах, в том числе Самаре (238), Ставрополе, Мелекессе, Бугуруслане, Бузулуке. Эстонцы составляли 0,1% от общего числа самарцев и 0,02% - от прочего городского населения Самарской губернии. Подавляющее большинство эстонцев жило в сельской местности, преимущественно в Мелекесском уезде - 1235 человек. Доля эстонцев в населении губернии в 1920 году составляла 0,06%.

По данным переписи 1926 года, в Самарской губернии проживало, по приблизительным подсчетам, около 1500 эстонцев (0,05% от общей численности населения). Из них более одной тысячи - сельские жители, подавляющее большинство которых было сосредоточено в Мелекесском уезде (950 чел.). В Самаре эстонцы составляли 0,09% жителей, а в других городах - 0,03%.

В условиях коллективизации 1928 г. многих Э. раскулачили, выслали в Сибирь. Оставшиеся крестьяне, лишившись домов, жили в собственных банях. Все их имущество передавалось в собственность эстонских колхозов – «Киит»(«Заря»), «Сяде»(«Искра»), «Эдизи» («Вперед»). Была организована эстонская МТС. В колхозе "Киит" были свои сыроварня, пасека и молочно-товарная ферма. Передовые доярки - С.Ю.Вайдер и М.Е.Мейстер за ударную работу выезжали на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку в Москву. Эстонские колхозы, как мелкие, в итоге объединили с крупными хозяйствами. Деревни переименовали, сегодня это – Лифляндка. Балтика и Нижняя Быковка.

В 30-х годах в деревне Средняя Быковка была открыта неполная средняя школа с 7-летним обучением на эстонском языке, работала библиотека, имевшая литературу на эстонском языке. В сельском клубе организовывались вечера отдыха и ставились пьесы своими силами. Танцевальные коллективы эстонских деревень неоднократно принимали участие с эстонскими национальными танцами в смотре художественной самодеятельности в Кошках, дважды их приглашали в Самару.

В то время повсеместно стали организовываться колхозы, в том числе и в эстонских селениях. Так возникли «Киит» («Заря»), «Сяде» («Искра»), «Эдизи» («Вперед»). Все эти три эстонских села были территориально объединены и входили в Эстонский сельский совет, правление находилось в деревне Средняя Быковка. Весь личный скот и постройки передавались в колхоз. В «Киит» была своя сыроварня, большая пасека и молочно-товарная ферма. Среди эстонок были передовые доярки С.Ю. Вайдер и М.Е. Мейстер, которые участвовали во Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве.

Была организована эстонская МТС, появились первые трактора и комбайны.

С началом Великой Отечественной войны военнообязанные эстонцы были мобилизованы в Красную Армию. В соответствии с решением

Правительства СССР (ноябрь 1941года) все воины эстонской национальности со всех фронтов и военных округов были отправлены в Уральский военный округ, где формировались эстонские части Красной Армии. Призванные из Кошкинского района эстонцы проходили службу в эстонском стрелковом корпусе Красной Армии. По окончании войны эстонцы из Кошкинского района были направлены на работу в партийно-советские органы, на объекты народного хозяйства в Эстонскую ССР.

Вследствие массового оттока населения, эстонские деревни в Кошкинском районе постепенно обезлюдели. В 2000 г. в трех селениях числилось 44 двора, 137 чел. В настоящее время здесь живет всего 22 Э.: в Нижней Быковке - 5 чел., в Малой Чесноковке – 17 чел.; эстонских супружеских пар всего две, остальные пары - смешанные. Старейшей жительницей в колхозе им. Чапаева была Э. - Сильма Юрьевна Вайдер (1902 – 2000 гг.). Самый молодой Э., сегодня живущий в хуторе М.Чесноковка близ Рахмановки, – Георгий Павлович Мяги, 1963 г.р.

В 1990 – 2000 гг. Э. родом из Кошкинского р-на собирались вместе и отмечали летний праздник – Лиго (Иванов день). Организатором таких встреч была Луйза Ивановна Николаева, ныне проживающая в г. Самаре.

В краеведческом музее Кошкинского района и сегодня бережно хранятся материалы, повествующие о жизни эстонских деревень. В Республике Эстония также сохраняется интерес к истории российских эстонцев. Свидетельством тому являются научные работ последних лет, среди которых есть и посвященные истории самарских эстонцев - Выти Т. «Свадебные обряды эстонцев Самарской губернии»; «О постройках пришельцев из Эстонии в Новоузенском уезде Самарской губернии».

Типы поселений. В зависимости от природных условий у эстонцев формировались поселения разного типа: кучевые, рядовые, цепные и разбросанные.

Типы жилья. Основное традиционное жилище - жилая рига (рехетуба) - срубная трёхкамерная постройка с высокой соломенной крышей; центральное жилое помещение, отапливаемое по-чёрному (рига), использовалось также для просушки снопов; примыкающие помещения - холодная кладовая-камора (камбер) и гумно (рехеалуне). Другие постройки усадьбы - клеть (айт), хлев (лаут), летняя кухня (кода), баня (саун).

Эстонцы при переселении в Самарскую область строили себе добротные дома с соблюдением всех национальных традиций. Дом состоял из двух комнат с сенями и чуланом. Рядом располагался крытый двор: конюшни, амбары, рига для обмолота хлеба.

Традиционное хозяйство и промыслы. Главным занятиями эстонцев были пашенное земледелие (рожь, ячмень, лён, бобовые), животноводство (молочный скот, свиньи, овцы). Со второй половины XIX века распространяются товарное производство льна, картофеля, молочное животноводство, рыболовство. Развивается промышленность, главным образом текстильная и машиностроение.

На новом месте самарские эстонцы продолжали заниматься традиционным земледелием: кроме зерновых, выращивали овощи, особенно картофель, который в Самарской губернии производили для рынка.

Крестьянская жизнь эстонцев отличалась основательно. Колонисты покупали сельхозинвентарь: культиваторы, сеялки, сноповязалки, молотилки с конным приводом. В каждой деревне была своя кузница, варили деготь и патоку. Женщины занимались ткачеством. Плотники и столяры мастерили раскладные кровати по эстонским образцам и другую мебель, образцы которой еще сохранились в быту и сегодня в эстонских селах Кошкинского района. Братья Висман построили ветряную мельницу.

Со временем бывшие батраки и их дети сделались зажиточными хозяевами, а эстонские деревни прославились своим достатком и благосостоянием.