Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

ЛАТЫШИ

В Самарской области проживает 317 человек (2010 год)

Самоназвание - латвиеши (latvieši).

Численность и расселение. Общая численность – около 1,7 млн. человек. Основное население Латвии (1,3 млн. человек). Небольшими группами широко расселились по миру: США, Ирландия, Великобритания, Канада, Бразилия, Новая Зеландия, Австралия, Германия и еще 6 стран. В Российской Федерации проживает 18,9 тыс. человек.

Антропологический тип - беломорско-балтийский вариант европеоидной расы.

Родной язык – латышский, относится к летто-литовской группе языков индоевропейской языковой семьи. Письменность оформилась в XVI веке на основе латинской графики.

Традиционная религия. Верующие литовцы – лютеране и католики

Этногенез и история заселения Самарской области. Основу формирования латышской народности составили балтские племена, находившиеся в тесном контакте с древнепрусскими племенами, с восточными и западными славянами.

LatysBudraitysИстория Латвии, начиная с первых государственных образований на землях латгалов в X-XII веках, вплоть до XX века характеризуется сменой политического влияния. С конца XII века началась немецкая колонизация Латвии, завершившаяся включением ее в земли Ливонского ордена и немецких княжеств. В 1561 году большая часть Латвии стала зависимой от Великого княжества Литовского, позднее – Речи Посполитой; в 1629 году западная часть отошла к Швеции. В XVIII веке в результате Северной войны и разделов Польши Латвия была присоединена к Российской империи и вошла в состав Курляндской и Витебской губерний. В 1920 году Латвия получила независимость; с 1940 по 1990 год входила в состав СССР.

Массовые переселения латышских крестьян за пределы коренной территории связаны с отменой крепостного права в Курляндской (1817) и Лифляндской (1819) губерниях и завершением земельной реформы (1832).

На территории Самарской области латыши появились в XIX веке; к этому времени относится и возникновение единственного в настоящее время компактного поселения латышей в Самарском крае – Вицэ-Смильтэнэ Сызранского района. Название селения в переводе на русский язык означает «старые пески». По информации старожила Карлиса Земелиша, село основано в 1868 году переселенцами из Латвии, двигавшимися в поисках земли и лучшей доли в Сибирь.

Вынужденная остановка по причине болезни явилась началом истории села. Землю латышам выделили на песчаниках, от них и произошло название. Год за годом переселенцы высаживали ели,

привезенные с родины предков. Первой латышской семьей, приехавшей сюда, была семья Удрисов – их потомки живут и работают в Сызрани. Вице-Смильтене – родина известного Куйбышевского краеведа Г.И. Рутина, выходца из крестьянской латышской семьи.

Из архивов и воспоминаний старожилов известно, что Вице-Смильтэнэ вскоре стало многолюдным и богатым. Перед революцией работали здесь даже два завода — кирпичный и по производству патоки. А дома стояли как на подбор: светлые, высокие, ладные. Люди жили зажиточно, и во время коллективизации многих отправили на Соловки. Молельный дом закрыли. А потом оставшихся сделали членами колхоза «Большевик». В колхоз вошла существовавшая тогда поблизости еще одна латышская деревня.

В «Белой книге» Самарской области есть имена репрессированных латышей - уроженцев Самарской губернии:

- Берк Артур Михайлович. Родился в 1908 году в Самарской губернии. Латыш, беспартийный, колхозник. Арестован 4 апреля 1938 г. по ст. 58-11 (контрреволюционная пропаганда или агитация). Постановлением Управления НКВД по Куйбышевскому краю от 8 февраля 1939 г. уголовное дело прекращено за недоказанностью обвинения. Реабилитирован по Закону от 18 октября 1991 года.

- Клибик Карл Иванович. Родился в 1897 году. Уроженец и житель с. Александровка Самарской губернии. Латыш, беспартийный, грузчик. Арестован 3 декабря 1937 г. по ст. 58-10 (контрреволюционная пропаганда или агитация). Постановлением Управления НКВД от 9 февраля 1939 года уголовное дело прекращено за недоказанностью обвинения. Реабилитирован по Закону от 18 октября 1991 года».

Появление латышей в Самаре связано с Первой мировой войной, когда в губернский центр был эвакуирован из Риги завод «Саламандра». Вместе с ним прибыла большая группа рабочих и с других заводов. К осени 1915 года в городе насчитывалось уже несколько сотен латышей. Для содействия им в обустройстве был создан латышский комитет помощи беженцам. А в книжном магазине «Книговед» на улице Льва Толстого можно было подписаться на латышскую газету «Дсимтенес Атбалс» («Эхо Родины»).

Среди эвакуированных находилось около 40 членов большевистской партии, которые приняли активное участие в революционных событиях в Самарской губернии. Сформированный из латышей красноармейский отряд почти полностью был уничтожен в бою с чехословацкими легионерами под Липягами 4 июня 1918 года. Большинство латышей, попавших в плен, были расстреляны. Латыши оказали энергичное сопротивление и при взятии чехословаками Самары.

Имена многих латышей остались в истории нашего края XX века. Так, в августе 1902 г. усилиями выпускника Санкт-Петербургской консерватории

Екаба Карклиньша (ученика Н.А.Римского-Корсакова, А.К.Лядова, С.И.Габеля) в Самаре было открыто Отделение Императорского русского музыкального общества (ИРМО), а при нем – Музыкальные классы - основа будущего музыкального училища. Это стало большим событием культурной жизни города, т.к. появление профессионального учебного заведения подняло на новую ступень музыкальное образование в Самаре. Классы разместились в доме купца А.Г.Жоголева на ул. Дворянской (ныне - ул. Куйбышева, 110). Е. Карклиньш (в Самаре его звали Яков Яковлевич Карклин), который вел классы вокала, ансамбля, хора, оркестра и все теоретические дисциплины, возглавлял училище до 1920 года. Уехав в Латвию, Е. Карклиньш стал профессором Рижской консерватории.

Редактором дореволюционной самарской газеты «Городской вестник» несколько лет работал К.И. Ландер, председателем губчека в 1918 году был И.Г. Бирн, членом коллегии губернского финотдела – П.П. Звейнек. Я.М. Силин (Бирзнек) состоял ответственным секретарем латышской секции Самарского губкома РКП(б), а командир красноармейского отряда Ж.Я.Бауэр в 1923-1932 годах работал заведующим колонией для беспризорных в Самарской губернии. Заместителем губернского комиссара по продовольствию и секретарем Бугурусланского уездного комитета партии в 1921-1923 годах был Я.Я. Бауэр, председателем Самарского губернского Совета народного хозяйства в 1921-1924 годах – С.О. Викснин.

Заметим, что латыши находились и по ту сторону баррикад. Они служили в Народной армии эсеровского Комитета членов Учредительного Собрания (Комуча) в Самаре, а один из лидеров Комуча, сын латышского крестьянина, эсер И.М. Брушвит управлял банками и финансовыми учреждениями.

Численность латышей в Самарской губернии составила в 1920 году 1851 человек или 0,07%. Подавляющее большинство (1595 человек) проживало в городах, в том числе 1205 человек в Самаре.

После окончания гражданской войны, вероятно, значительное количество латышей вернулось на родину, на что указывает снижение удельного веса их численности в регионе. По данным переписи 1926 года, латыши составили 0,1% городского населения губернии, т.е. 358 человек, из которых 317 проживали в городе Самаре. В губернии доля латышей составила всего 0,02%. По данным переписи 2002 года, в области проживало 732 латыша.

Типы поселений. Народная латышская культура преимущественно крестьянская - преобладают однодворные поселения хуторского типа.

Типы жилья. У латышей сложилось четыре основных типа планировки усадеб: 1) замкнутая прямоугольная усадьба со службами, расположенными по периметру двора (П-образная); 2) Г-образная; 3) трехрядная; 4) свободная застройка двора. В своей вариативности они

представляли сооружения: а) с крытым двором, б) с открытым двором. Традиционное жилое помещение — сруб (изба) с открытым очагом.

Традиционное хозяйство и промыслы. Существенную роль в хозяйстве играли домашние и сельские ремёсла. Каждый хозяин хутора умел делать всё: от орудий труда до домашней утвари. Это кузнечество, гончарство, столярное, плотницкое, бондарное, ремёсла, ткачество, вязание, плетение. Кузнец считался самым уважаемым человеком. Устойчивой старинной традицией является изготовление и использование шерстяных вещей из-за влажного и прохладного климата.