Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

БОЛГАРЫ

В Самарской области проживает 450 человек (2010 год)

Самоназвание – българи.

59553Численность и расселение. Общая численность около 7,5 млн. человек. В Российской Федерации насчитывается 31,9 тысяч болгар. В Болгарии проживает 6,0 млн. человек, значительные группы болгар есть в Турции (270,0 тыс. человек), Украине (204,5 тыс. человек), Испании (153,6 тыс. человек). Небольшие группы болгар проживают еще в 24 странах мира.

Антропологический тип – европеоидный.

Родной язык – болгарский, который относится к южнославянской подгруппе славянских языков индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе кириллицы. Различаются две группы диалектов — восточная и западная.

Традиционная религия – Верующие болгары, в основном, православные, есть мелкие группы католиков и протестантов; значительная группа мусульман (помаки).

Этнические группы – помаки, шопы, болгары Бессарабии, банатские болгары.

Этногенез и история заселения Самарской области. Основную роль в этногенезе болгар сыграли славянские племена, переселившиеся на Балканы в VI—VII вв. Другие этнические компоненты — фракийцы, обитавшие на востоке Балканского полуострова с эпохи бронзы, и тюркоязычные протоболгары (самоназвание — болгары), пришедшие в 670-е гг. из причерноморских степей. Фракийские черты в традиционной культуре болгар в большой мере прослеживаются к югу от Балканского хребта; в северной и западной областях Болгарии ярче пласт славянской культуры.

После завоевания Балкан турками болгары почти 500 лет находились под игом. Получили независимость после русско-турецкой войны 1877-1878 годов. В ходе борьбы с турецкими завоевателями болгары неоднократно начиная с 1752 года переселялись группами на территорию Российской империи. В основном они селились на территории нынешней Украины (Одесская, Херсонская, Днестровская области), часть из них переселилась в российскую глубинку, где занималась в основном сельским хозяйством.

В апреле 1876 года в Болгарии вспыхнуло антитурецкое восстание. Жители Самары, как и других российских городов, откликнулись на выступление болгар. Был создан комитет для сбора средств борющимся единоверцам. В деревнях собирали тулупы, рубахи, рукавицы, сапоги.

Самарская городская Дума решила изготовить боевое знамя и послать его на Балканы. Активное участие в этом деле приняли видный общественный деятель гласный Думы Петр Владимирович Алабин и его жена Варвара Васильевна. Эскиз необычного дара изготовил художник Н.Е. Симаков. На одной стороне красно-бело-синего полотнища он изобразил в черном кресте, украшенном золотыми арабесками, славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. На другой - икону Иверской Божьей Матери, во имя которой в Самаре был основан женский монастырь. Его монахини безвозмездно вышили знамя.

12 апреля 1877 года Россия объявила Турции войну, а уже 17 апреля Самарская городская Дума приняла решение ассигновать для дела освобождения славян 25 тыс. рублей, что представляло для бюджета Самары огромную сумму. Было также принято решение об отправке изготовленного Самарского знамени в главную квартиру Дунайской армии для вручения формируемому болгарскому ополчению: «болгарским дружинам, когда они будут призваны для освобождения своего народа». На следующий день на экстренном заседании городской Думы избрали делегацию из двух человек для передачи знамени, а также приветственного адреса и образа покровителя Самары святого Алексия. В делегацию вошли городской голова Е.Т. Кожевников и П.В. Алабин.

IMG 3355Знамя на пароходе «Вестник» было доставлено в Сызрань, перегружено на железную дорогу и отправлено в Москву. Оно было выставлено в Кремлевском дворце, где стало объектом всеобщего внимания. 6 мая (18-го) 1877 года Ефим Кожевников и Петр Алабин участвовали в церемонии передачи Самарского знамени ополченцам в Плоешти. Самарский стяг в торжественной обстановке был вручен 3-й дружине болгарского ополчения под командованием подполковника П.П. Калитина.

При вручении знамени П. В. Алабин торжественно заявил: «Издалека, через всю русскую землю мы пронесли его для вас как живое свидетельство того, что оно вручается вам не от какого-либо уголка России, а от всей русской земли. Идите же под сенью этого знамени! Пусть оно будет залогом любви к вам России. Пусть оно будет знаменем водворения в вашей многострадальной стране навсегда мира, тишины и просвещения». Со слезами на глазах старый воевода - предводитель повстанцев Цеко Петков, прозванный «Балканским орлом», одетый в гайдуцкий наряд, произнес следующие слова: «Пусть же это знамя пройдет из конца в конец по всей земле болгарской, пусть оно вытрет слезы с печальных глаз наших матерей, жен и дочерей, да устрашится при его виде злая нечисть поганая, и воцарятся после него мир, покой и благоденствие».

znamya119 (31) июля знамя получило боевое крещение в бою под городом Стара-Загора. Пало несколько знаменосцев, погиб со знаменем в руках Калитин, но дар Самары удалось отстоять. Сцена этого боя была позднее запечатлена на барельефе памятника воинам-освободителям в Софии, самому знамени болгары посвятили 50-метровый мемориальный комплекс, а имя первого гражданского губернатора Софии П.В. Алабина увековечено в названии одной из улиц болгарской столицы. Стара-Загора и Куйбышев (Самара) со временем стали городами-побратимами, в 1965 году в Куйбышеве появилась улица Стара-Загоры, на которой был открыт кинотеатр «Шипка». Точную копию знамени болгары подарили Самаре, и ныне она хранится в Музее истории войск Приволжско-Уральского военного округа. На прикрепленной к древку ленте надпись: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». Сегодня в Самаре есть еще одна копия Самарского знамени, которую в присутствии Губернатора Самарской области В.В. Артякова в сентябре 2008 года представители города Стара-Загора и Национального собрания Болгарии вручили монахиням Иверского монастыря.

Самарское знамя стало исторической реликвией болгарского народа, было награждено высшим военным орденом Болгарии «За храбрость» и хранится в Софийском музее русско-болгарской дружбы как символ славянского братства.

11 мая 1879 года 3-я дружина Болгарского ополчения обратилась в Самарскую городскую Думу с просьбой принять в подарок икону – образ Иоанна Рильского, наиболее чтимого в Болгарии святого, в благодарность за Самарское знамя. На заседании Думы было решено поставить образ в Александро-Невском кафедральном соборе.

На территории Самарской губернии болгарские переселенцы появились, вероятнее всего, в XIX веке. К началу XX столетия в Самаре уже была сложившаяся болгарская колония, члены которой сохраняли болгарское подданство, хотя смешанные браки не считались редкостью. Самарские болгары занимались пчеловодством, садоводством и огородничеством, образовав соответствующее кредитное общество.

В октябре 1915 года Болгария вступила в мировую войну на стороне Германии и ее союзников. Болгары, члены упомянутого кредитного общества, выступили с резким заявлением: «Содрогаясь при мысли о том, что наше предавшееся вековечному врагу болгарское правительство, пользуясь незаконно именем болгарского народа, ввергло в братоубийственную войну нашу несчастную родину, мы от глубины души протестуем против предательства нашего правительства. Мы отказались встать в ряды болгарских войск, так как наша рука не поднимается против наших братьев-славян, против родной матери России и против ее сынов, проливающих свою кровь за нашу свободу... Мы отрекаемся от своего предательского правительства и болгарского царя, немца Фердинанда, и просим великую славянскую мать-Россию принять нас в свое подданство». Болгары также пожертвовали 500 рублей на содержание лазарета имени учреждений мелкого кредита. Заявление подписали Т.С. Косев, А.С. Гугучков, А.П. Манчев, Д.Д. Беров, П.О. Огородников, М.К. Корчев, М.Г. Славев, С.Ю. Маринов, Ц. Тодоров, В. Господинов, Д. Христов и другие – всего 25 человек.

Стоит добавить, что в Софии группа ветеранов болгарского ополчения пыталась завладеть хранящимся в соборе Самарским знаменем, чтобы переправить его обратно в Россию.

С гражданской войной в России связаны имена болгар, которые вели революционную пропаганду и сражались в рядах Красной Армии. В мае 1918 года по поручению военного отдела ВЦИК и исполкома Всероссийской организации военнопленных-интернационалистов в Самару с группой агитаторов прибыл болгарин Георгий Михайлов (Добрев). Он активно участвовал в формировании интернациональных частей Красной Армии. Позднее Г. Михайлов работал в аппарате Коминтерна. После Второй мировой войны вернулся в Болгарию и был назначен директором Народной библиотеки.

Нельзя забыть и того, что выживших в Крымской катастрофе «белых» спасли малые славянские страны: Чехословакия, Болгария и Югославия дали приют беженцам.

Еще одну «болгарскую страницу» в историю Самары вписала Великая Отечественная война. Сюда, на берега Волги, были эвакуированы иностранные миссии и посольства. В доме № 126 по улице Молодогвардейской разместилось посольство царства Болгария. Посол, как вспоминают ветераны разведки, тайно работал на Советский Союз. С октября по декабрь 1941 года в Куйбышеве вел свою деятельность генеральный секретарь исполкома Коминтерна Георгий Димитров, впоследствии председатель Совета министров Болгарии и генеральный секретарь ЦК БКРП. (Кстати, во время голода 1921 года в Поволжье он был одним из организаторов помощи болгар голодающим). В 1941 году среди прочих дел Г. Димитров руководил радиостанцией «Христо Ботев», вещавшей на Болгарию. В июне 1942 года он еще раз посетил Куйбышев. «Тогда, - вспоминал самарских журналист Г.Э. Спевачевский, - в Новосемейкино был построен еще один мощный радиоцентр. Всё под землей, на поверхности - одни только мачты антенн. Вещание шло и на Советский Союз, и на страны Азии, и на страны Европы. На Болгарию, скажем. Передачи, что шли из Куйбышева, слушали бойцы Сопротивления, партизаны и подпольщики территорий, оккупированных немцами...». На фасаде доме, где в Куйбышеве жил Г. Димитров, в 1972 году была установлена мемориальная доска из белого мрамора с барельефом выдающегося болгарина. В октябре 1979 года улицу 1-ю Продольную переименовали в улицу Георгия Димитрова.

В послевоенные годы Куйбышев был для всех иностранцев закрытым городом. Первыми его «открыли» болгары. В конце 50-х годов XX века завязались дружественные связи между Куйбышевской областью и Старозагорским округом, которые переросли в побратимские отношения. Именно в то время формировались первые молодёжные «поезда дружбы», происходили взаимные ознакомительные поездки по партийной и государственной линии. В 1957 году по случаю празднования 80-летия боев за Стара-Загору город посетила делегация из Куйбышева. В ней были строители и ученые, артисты и пивовары, медики и журналисты.

7 марта 1958 года в СССР было создано общество советско-болгарской дружбы (Российский союз друзей Болгарии), вслед за этим во многих городах страны появились его отделения. Куйбышевское отделение общества советско-болгарской дружбы было создано 11 мая 1959 года.Первым руководителем общества стал профессор Куйбышевского педагогического института Н.Н. Яковлев. При содействии отделений общества устанавливалось постоянное творческое сотрудничество между театрами и народными коллективами, школами городов-побратимов, развивались другие культурные и экономические советско-болгарские связи.

После подписанного в 1985году межправительственного соглашения между Советским Союзом и Болгарией о работе болгарских строителей на территории СССР в города Тольятти и Новокуйбышевск приехали болгарские специалисты. Болгары в краткие сроки построили здание завода изоляционных материалов, гостиницу «Веста», возвели жилые дома-монолиты, больницы, поликлиники в Новокуйбышевске и других населенных пунктах Самарской области.

Болгарский городок на территории Новокуйбышевска существует с 1986 года. Как говорит Святослав Славов, руководитель болгарского землячества «Балкан», через стройки на Самарской земле за эти годы прошло около 25 тысяч болгар. Первоначально здесь размещалось около полутора тысяч человек, действовали русская и болгарская школы, существовал фольклорный коллектив. К 1999году оставалось порядка ста специалистов. Около тысячи строителей женились на местных девушках, создав многонациональные семьи. Половина семей уехали в Болгарию, другие остались на волжской земле.

В историю стоматологического факультета Самарского медицинского университета вписано имя доцента Дмитрия Ивановича Тельчарова, первого заведующего кафедрой ортопедической стоматологии, одного из деканов факультета. Родился он в 1921 году в семье болгарских колонистов в селе Трояны на берегу Азовского моря. Во время Великой Отечественной войны окончил военное училище. На фронте командовал ротой, конец войны встретил в Дрездене. В 1946 году стал студентом первого послевоенного набора Московского медицинского стоматологического института. Свою врачебную деятельность начал в Кишиневской стоматологической поликлинике. Одновременно исполнял должность инспектора Кишиневского горздравотдела. Потом были долгие годы работы в Самарской области. Решением Совета стоматологической ассоциации России от 16 апреля 2007 года «О награждении орденами и медалями СтАР» Д.И. Тельчаров был награжден орденом «За заслуги перед стоматологией» II степени.

Типы поселений. В Самарской области не сложились сельские поселения болгар, в архитектуре городов также не прослеживается влияние болгарской культуры.

Традиционные поселения болгар имеют кучевую или разбросанно-кучевую (в горах) планировку. Распространяется уличная планировка.

Типы жилья - Традиционное жилище на равнине одноэтажное, в горах в два-три этажа с нависанием верхних над нижними, эркерами. Конструкция стен каркасная, заполнение — балки, плетень, сырцовый кирпич, камень, обмазка глиняная. В подунавье бытовали землянки. Четырёхскатная крыша — из черепицы, соломы, каменных плит. Ядро дома — многофункциональное помещение с очагом, вторая жилая комната, используемая также для приёма гостей, чулан. Современное жилище строится из кирпича. Дома двух- и трёхэтажные, на равнинах первый этаж углублён в землю (для прохлады летом и тепла зимой). Очага нет. Помещения — холл, спальни, кухня. Декор интерьера — тканые и вышитые изделия — сочетается с городской меблировкой.

Традиционное хозяйство и промыслы. Традиционные занятия болгар — пашенное земледелие (зерновые, бобовые, табак, овощи, фрукты) и скотоводство (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). В городах развиты разнообразные ремёсла, в XIX веке зародилась промышленность. Аграрное перенаселение вело к развитию отхожих промыслов (в том числе за границу), среди которых особенно известны огородничество и строительные ремёсла. Современные болгары заняты в многоотраслевой промышленности и механизированном сельском хозяйстве.