Историко-этнографический очерк
ТУРКМЕНЫ
В Самарской области проживает 634 человека (2010 год)
Самоназвание – туркмен.
Численность и расселение. Общая численность – более 8 млн. человек. Основное население Туркмении (4,2 млн. челвоек). Проживают в Афганистане, Ираке, Иране, Иордании, Сирии, Таджикистане, Турции, Узбекистане. Численность в Российской Федерации – 36,9 тысяч человек.
Антропологический тип - По своему антропологическому облику туркмены относятся к закаспийскому расовому типу южных европеоидов. Туркмен отличают высокий рост, продолговатая форма головы, узкое лицо, довольно высокий лоб, относительно темный оттенок волос, глаз и кожи. Монголоидные черты у них незначительны.
Родной язык. Говорят на туркменском языке, который относится к огузской подгруппе тюркской группы Алтайской языковой семьи. Туркменский разговорный язык развивался на основе западных огузских племенных диалектов тюркских языков, испытав на себе также воздействие кипчакских и староузбекских (чагатайских) языков. Литературный туркменский язык сформировался в XX веке. под влиянием текинского племенного диалекта. Современная туркменская письменность основана на кириллице, но в XXI в. планируется перевести ее на латинскую графику.
Традиционная религия. Верующие - мусульмане-сунниты
Этнические группы. Как и другие среднеазиатские народы, туркмены долгое время сохраняли деление на племена и роды. Самые крупные трукменские племена - эрсары, иомуды, алили, салоры, човдуры, гоклены, текинцы (теке), и многие другие.
Этногенез и история заселения Самарской области. Наиболее раннюю основу в этногенезе туркмен составили древние местные ирано-язычные сако-массагетские и сармато-аланские племена степей и отчасти жители древних государств - Маргианы, Парфии и Хорезма. В середине первого тысячелетия в прикаспийских степях появляются ранние тюрки, а в IX-XI веках - огузы (сельджуки), сыгравшие главную роль в этногенезе туркмен. Процесс формирования туркменской народности в основном завершился в XV веке, когда сложившиеся после монгольского завоевания новые племенные объединения включили в свой состав тюркские племена не огузского происхождения, в частности кыпчаков.
Издавна на территории современного Туркменистана существовали и развивались древние цивилизации. В I тысячелетии до н.э. здесь располагались государства Маргиана, Парфия, Мидия. Они были завоеваны персами в VI в. до н.э. и вошли в состав Персидской империи (Ахеменидов), которую в свою очередь завоевывает Александр Македонский в IV в. до н.э. После распада империи Александра земли входят во владения его преемников - Селевкидов.
В VII-VIII веках территорию Туркменистана завоевывают арабы, распространившиеся по всей Центральной Азии. Вместе с арабами приходит ислам. В IX-X веках туркменские земли входила в состав государств Тахиридов, Саманидов, в XI-XIII веках была частью империи сельджуков. В XIII веке страна была захвачена монгольскими войсками во главе с Чингисханом, который включил территорию Туркмении в состав своей великой империи.
По территории современного Туркменистана в древности пролегал «Великий Шелковый путь», своего рода, символ культурной интеграции Востока и Запада. Торговый караван начинал свое движение в Сиани, шел через всю Среднюю Азию и Индию до берегов Черного и Средиземного морей.
К началу XVI века северные туркменские племена широко расселились и занимали все восточное побережье Каспийского моря, полуостров Мангышлак, Устюрт и Балханы, северо-западные окраины Хорезмского оазиса, берега Сарыкамышского озера, а также пустыню Каракумы. Они овладели землями и в оазисах южного Туркменистана. В этот период большинство туркменских племен вело полукочевой образ жизни, сочетая занятие земледелием на орошаемых землях со скотоводческим хозяйством. Скотоводы, так же как и земледельцы, обычно были в каждом роде. Земледелием чаще всего занимались более бедные члены рода.
В XVII-XIX веках территория Туркменистана была предметом спора между персидским шахом, хивским ханом и бухарским эмиром. В этот же период начинает постепенно высыхать Сарыкамышское озеро, по берегам которого жили туркменские племена. И они постепенно перемещаются на юг, в районы Копетдага, а оттуда - на юго-восток в долины Мургаба и Амударьи. С начала XVII века на кочевья северных туркмен и город Хорезм совершают дерзкие набеги калмыки, пришедшие с востока в поисках свободных земель.
В 1869 г . на восточном берегу Каспийского моря русские основали порт Красноводск, а к середине 80-х гг. XIX в. территория страны была присоединена к Российской империи,
В послевоенные годы Туркменистан потерпел страшное стихийное бедствие. В 1948 г . в Ашхабаде произошло разрушительное землетрясение. Тем не менее, усилиями всех союзных республик удалось успешно восстановить и модернизировать народное хозяйство республики: создать нефтегазовый комплекс, построить Каракумский канал.
Консолидация отдельных племен завершилась только в ХХ веке.
В конце Х века Туркменистан был присоединен к России. В 1924 году создана Туркменская ССР. В 1991 провозглашена независимая Республика Туркменистан.
В Самарскую область небольшие группы туркмен переселялись во второй половине ХХ - начале XXI века, в основном, в связи с работой, учебой и семенными обстоятельствами.
Типы поселений. В Самарской области не сложились сельские поселения туркмен, в архитектуре городов также не прослеживается влияние туркменской культуры.
Аулы состояли чаще всего из юрт, располагавшихся на территории аула группами ло три-четыре хозяйства. Величина аулов была различна. В оазисе встречались аулы до 500 юрт и больше. На кочевьях, в песках аулы располагались вокруг колодцев (или колодца), в них жили небольшие родственные группы из 5—10 юрт (хозяйств). Один от другого аулы находились обычно далеко. Значительная часть населения не жила в аулах круглый год, наиболее зажиточные уходили весной со скотом в пески.
Постоянная угроза нападения заставляла туркмен строить глинобитные крепости — гала, приспособленные для обороны. Чаще всего поселение располагалось внутри крепости, иногда выходило за ее пределы, но усадьбы строились неподалеку от крепости с таким расчетом, чтобы в случае нападения неприятеля можно было быстро укрыться за ее стенами. Для наблюдения за безопасностью по краям крепости строились сторожевые двухэтажные башни, такие же башни были почти при каждой усадьбе — они служили местом укрытия членов семьи в периоды военной опасности. В нижний этаж башни входили через небольшую дверь. В верхнее помещение проникали изнутри через узкий лаз в потолке первого этажа или же по приставной лестнице через отверстие в наружной стене башни. Селения были довольно крупными, иногда в них проживало до 1000 семей, обычно представителей одного племени.
Типы жилья. Жилые постройки сооружали из сырцового кирпича, реже строили глинобитные дома. В горных долинах северных склонов Копет-Дага крепости и большинство жилых построек были выстроены из камня и лишь небольшая часть домов из сырцового кирпича.
Каждая усадьба включала в себя и жилые и хозяйственные постройки, глинобитные или каркасные, перекрытые общей крышей. Дома в туркменских селениях, в общем типичные для Средней Азии, как правило, небольших размеров, с плоской крышей, часто с крытой верандой — эйван, выходящей на теневую сторону.
В доколониальный период почти все жилые помещения отапливались по-черному: посредине жилища устраивался очаг, дым выходил в отверстие в крыше. С появлением в Туркмении русских распространились железные печи, которые ставили обычно в центре помещения; трубу выводили в дымовое отверстие в потолке, сделанном из досок или щепы, положенных на поперечные балки на расстоянии 40-60 см одна от другой.
Традиционная юрта легко устанавливалась заботливыми руками туркменских женщин и так же легко разбиралась, чтобы на спине верблюда отправиться на новое место вслед за своим хозяином. По этой причине юрту называли «дом на седле».Каркас юрты образуется деревянными жердями, опоясанными складными решетками, которые соединяются тонкими крепкими кожаными ремешками. Сверху юрта накрывается войлоком, а полом, куполом, стенами и мебелью для сна и хранения вещей служат ковры.
Земляной пол в юрте устилали войлоками - кече, а затем покрывали паласами и коврами. На стенах развешивали различной величины и формы ковровые вещевые сумки для чайной посуды, ложек, веретен и других мелких домашних вещей. Сразу же около двери, обычно справа от входа, на полу, расставляли медные или глиняные кувшины для воды, масла и других жидкостей, деревянные или медные блюда, чашки, самовар. Это было место для приготовления пищи. Место у стены, противоположной хозяйственной, называлось телэр, или йукери; оно служило для складывания мягких вещей - стеганых ватных одеял, подушек, ковров, войлоков. Здесь же помещались мешки с зерном и мукой, конская сбруя, стояла ручная мельница и развешивалось оружие. В глубине юрты, за очагом, справа стоял сундук и висела люлька - салланчак.
Традиционное хозяйство и промыслы. Традиционные занятия туркмен земледелие, кочевое скотоводство, кошмоваляние, шелкоткачество, ковроделие. Туркмены известны коневодством, особенно разведением ахалтекинцев. В результате упорного и кропотливого труда огузы-туркмены смогли вывести из диких, своевольных лошадей благородных, ни с кем не сравнимых по стати и красоте, ставших известными на весь мир коней-ахалтекинцев.
Условия кочевой жизни определили удивительное многообразие видов и форм ковровых изделий: халы - постилочный ковер, расстилаемый на полу юрты и перед ней в праздничные дни, очаг-баши (ожег-баши, ожек-баши) - маленький коврик П-образной формы, окружающий очаг, энси — занавес у входа в юрту, халык - украшение верхней части дверного проема, гермеч - завес порога, иолам — длинная ковровая лента, опоясывающая юрту по окружности внутри и снаружи, чувал, торба, мафрач - разнообразные мешки для одежды, утвари и посуды, намазлык — маленький коврик для совершения молитв, аятлык - ковер для погребения, асмалдык - парные пятиугольные ковровые украшения верблюжьих боков, ковровые попоны для лошадей и другие. Все это разнообразие имело не только утилитарную, но, что самое главное, социальную, сакральную и эстетическую функции. Ковры свидетельствовали о положении хозяина в социальной иерархии племени, узоры полос «иолам» и завесы входа издали рассказывали путникам, к кочевью какого племени они приближаются.