Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

ОСЕТИНЫ

В Самарской области проживает 794 человека (2010 год)

Самоназвание – ирон, дигорон.

1638732 originalЧисленность и расселение. Общая численность – около 700 тыс. человек. Основное население Северной (459,7 тыс. человек) и Южной (45,9 тыс. человек) Осетии. Проживают в Грузии, Турции, Украине, Туркмении и др. странах.

Антропологический тип – большинство осетин относятся к центральному кластеру кавказского типа европеоидной расы.

Родной язык – осетинский, относится к северо-восточной подгруппе иранской группы индоиранской ветви индоевропейских языков и является единственным сохранившимся реликтом скифо-сарматского языкового мира. Выделяется два диалекта: дигорский и иронский.

Ossetian towers_in_FiagdonТрадиционная религия. Большая часть осетин считается православными. Христианство было усвоено аланами из Византии в период с IV-IX веков, возродилось в XVIII-XIX веках. Почти половина осетин являются приверженцами традиционных осетинских верований, которые имеют дохристианские корни. Некоторые осетины исповедуют ислам суннитского толка, воспринятый в XVII-XVIII веках от кабардинцев.

Этнические группы – осетины делятся на две субэтнические группы: иронцев и дигорцев, есть туальцы, кударцы.

Этногенез и история заселения Самарской области. Формирвание осетинского народа связано с аборигенным населением Северного Кавказа (создателями кобанской культуры) и с пришлыми ираноязычными народами - скифами, сарматами и особенно аланами (в I веке н.э.). В результате оседания последних на Центральном Кавказе коренное население восприняло их язык и многие черты культуры. Сложившийся здесь мощный союз аланов положил начало образованию осетинской народности.

В XIII веке аланское государство было разгромлено монголо-татарами, аланы оттеснены с плодородных равнин к югу, в горные ущелья Центрального Кавказа. На его северных склонах образовались четыре «общества», восходящих к племенному делению (Дигорское, Алагирское, Куртатинское, Тагаурское), на южных - множество более мелких «обществ», находившихся в зависимости от грузинских князей.

OssetiansПосле победы России в Русско-турецкой войне 1768-1774 годов осетинский народ первым из горских народов обратился к царю с просьбой добровольно войти в состав России. В XVIII-XIX веках началось переселение части осетин с гор на равнины. В 1922 году была образована Юго-Осетинская АО в составе Грузинской ССР, в 1924 году – Северо-Осетинская АО, которая в 1936 году преобразована в Северо-Осетинскую АССР в составе РСФСР. Ныне Республика Северная Осетия-Алания.

В Самарскую область осетины приезжали учиться (прежде всего, в строительный и медицинский институты), работать, служить в армии, по семейным обстоятельствам. Многие стали талантливыми специалистами: Короев Д.Л. (советник АО «Самаранефтегаз»), Хугаев Р.Е. (президент группы компаний «Амонд»), Хугаев И.Е. (вице-президент группы компаний «Амонд»), Пухаев Е.Е. (директор ОАО «Куйбышевская дорожная ПМК»), Гассиев Р.К. (старший тренер по вольной борьбе), Габараев А.П. и Хачиров Р.С. (руководители строительных фирм), Адонина Е.В. (заведующая отделением кардиоцентра, кандидат медицинских наук), Цховребов С.Т. (заместитель генерального конструктора фирмы «Прогресс»), Тотиев М.А. (генеральный конструктор оборонного завода) и многие другие.

Типы поселений. В Самарской области не сложились сельские поселения осетин, в архитектуре городов также не прослеживается влияние осетинской культуры.

Наиболее древними постройками в горах Осетии являются башня (мæсыг), дом-крепость (гæнах) и замок (галуан). Они сооружались во всех ущельях, где жили осетины. Основным строительным материалом являлся камень, из которого строили и крепости, и жилые дома.

Типы жилья. Каждая горская сакля имела центральное помещение, где находился очаг. Очаг (къона) был основой жилого помещения. С домашним очагом был связан многообразный культ: вокруг него собиралась вся семья и цепь, висящая над очагом, считалась священной.

Традиционное хозяйство и промыслы. Главными занятиями осетин издавна являлись земледелие на равнине и скотоводство в горах. Среди важнейших занятий осетин в прошлом следует назвать охоту, с которой связано не только появление огнестрельного оружия, но и изготовление пороха и свинца для пуль. На основании конструкции бойниц боевых башен можно полагать, что огнестрельное оружие применялось осетинами уже в XVI веке.

В хозяйстве осетин важное значение занимали домашние и кустарные промыслы. Наибольшее развитие получили: производство сукна, приготовление сыра, масла, изготовление деревянных изделий. Одним из древнейших занятий осетин была обработка шерсти.