Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

ПОЛЯКИ

В Самарской области проживает 917 человек (2010 год)

Самоназвание – поляци.

ArcymovichGuberЧисленность и расселение. Всего в мире людей польского происхождения - около 60 млн., это основное население Польши (36,0 млн. человек). Живут в США , Германии, Бразилии, Франции, Великобритании, Канаде, Белоруссии, Литве, Украине и в других странах. Численность поляков в Российской Федерации составляет 47,0 тыс. человек.

Антропологический тип – европеоидный.

Родной язык - Говорят на польском языке, который относится к западнославянской языковой группе индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе латинской графики.

Традиционная религия. Основная религия – католицизм, есть протестанты.

GazetaStokrotkaЭтнические группы - Ещё в 19 веке существовало несколько групп поляков, различавшихся диалектами и некоторыми этнографическими особенностями: на западе - великополяне, ленчицане и серадзяне; на юге - малополяне; в Силезии - слензане (слензаки, силезцы); на северо-востоке - мазуры и вармяки; на побережье Балтийского моря - поморяне. В группу малополян входили гурали (население горных районов), полонизированные русины – лемки и бойки, краковяне и сандомирцы. Среди силезцев различались ляхи, силезские гурали и другие группы. К великополянам относились куявяне, а к мазурам - курпи. В Поморье особенно выделялись кашубы, сохранявшие специфику языка и культуры (иногда их считают особой народностью). С ростом промышленности и урбанизацией, особенно с конца XIX века, различия между этими группами стали стираться.

Этногенез и история заселения Самарской области. Поляки происходят от славянских племен, населявших междуречье Вислы и Одры (Одера) - полян, слензан, вислян, мазовшан, поморян и других западно-славянских племен. История Польши - это история беспрерывной борьбы за существование с западными и восточными соседями. Польские князья и короли собирали земли и теряли их, участвовали в крестовых походах и защищались от крестоносцев немецких рыцарских орденов.

В Поволжье поляки появились после заключения Андрусовского перемирия 1667 года. Согласно условиям договора Смоленск и Северская земля отошли к России. Одной из оговоренных перемирием проблем была компенсация оставшейся без земли и содержания шляхте. Прежде всего речь шла о шляхте, сражавшейся на стороне России. Часть шляхты - служившие в гарнизонах Смоленска и Полоцка - приняла русское подданство и была отправлена на службу в Уфимский уезд во вновь построенные крепости Новозакамской укрепленной линии. К самарским землям тогда относилась часть Новозакамской укрепленной линии, где были поселены шляхтичи.

WladBronievski2Смоленским иноземцам оставили прежних командиров, сохранили и структуру отрядов и знамена. Отряд Белого знамени в количестве 141 человека направили в Тиинский острог. Им отвели земли под дворы, огороды и гумна и выдали деньги на дворовое строение. Жили поляки в отдельной слободе, построив себе 123 двора. Поручиком в Тиинске был Лавринко Бутов, знаменосцем – Гришка Беляев. В Новошешминске нес службу отряд Красного знамени численностью 127 человек под руководством поручика Степана Пузикова и хорунжего Марлона Сверкуна. В Заинске стоял отряд Желтого знамени (81 человек), в Новомензелинске - отряд Черного знамени (126 человек). Таким образом, в 1656 году на Закамскую черту прибыло 478 шляхтичей. В 60-е годы XVII века после взятия русскими войсками города Полоцка на сторону России перешел полк Гаврилы Гаславского в количестве 532 человек, который был отправлен на службу в крепости Закамской черты.

«Первоначально шляхтичи смоленские и полоцкие несли службу за денежное жалованье, позднее их наделяют земельными дачами, руководствуясь чином и прежним положением лица. Потомки шляхтичей смоленских и полоцких были внесены в дворянские родословные книги Уфимской и Оренбургской губерний». Многие из них активно участвовали в административной и общественной жизни края, избирались губернскими и уездными предводителями дворянства (Д.И. Березовской, Л.Н. Воецкий, С.Ф. Каловский, С.С. Кублицкий, И.С. Кублицкий, Э.П. Ляхов, И.М. Малковский, Н.Н. Пекарский, С.Н. Пироговский, И.П. Филиппович, М.А. Шкапский). Из их среды вышли известные ученые, врачи, государственные и общественные деятели (Пекарский, Пироговский и другие).

Потомки этих людей переселились в село Старый Кувак (сегодня это село Лениногорского района Республики Татарстан), являвшееся в то время частью Самарского уезда Оренбургской губернии.

В 1999 году совместная экспедиция Самарского областного чувашского центра «Хастар» и польского культурно-просветительного центра «Потомэк» побывала в селе Старый Кувак. Удалось побеседовать с людьми, помнящими свое шляхетское происхождение, местные жители показали кладбище, куда были перенесены могилы первых поселенцев. На могилах с латинскими крестами были по-русски написаны польские имена.

В первой половине XIX века в Самарском крае появились новые вынужденные переселенцы из Польши, поскольку Самара являлась в то время одним из мест ссылки. Это были участники восстаний 1830-1831 годов, 1863-1864 годов и «Весны народов» 1848 года.

Исследования документов, проведенные под руководством доцента В.В. Кутявина студентами Самарского государственного университета А.Р. Ольшевским и Ю.С. Ольшевской, ввели в научный оборот ряд неизвестных документальных источников и, прежде всего, обозначили Самару как место ссылок поляков. Позднее большая работа в этом направлении велась под руководством заведующего кафедрой этнографии Самарской академии культуры Т.И. Ведерниковой. Совместными усилиями исследователей были извлечены из забвения имена выдающихся польских патриотов - народовольцы Судзиловский, Речицкий, социалисты Дробыш-Дробышевский, Родзевич, деятель партии «Пролетариат» Дронжевский, архитектор Квятковский и многие другие.

В Самарскую губернию ссылали участников студенческих волнений 70-90 годов XIX века и деятелей социалистического движения. Только после восстания 1863 года в Самарскую губернию было сослано около 400 человек, которые были расселены преимущественно в Николаевском, Новоузенском и Самарском уездах.

Одним из основателей кумысолечения в Самаре стал доктор Владислав Горнич. Активный участник восстания 1863 года, он уже стоял под виселицей, когда смертную казнь ему заменили ссылкой. Видимо, из-за связей с повстанцами вынужден был изменить свои имя и фамилию другой поляк – в Самаре он был известен как Иван Ляховский. В течение многих лет он представлял в Самаре интересы крупнейшего волжского пароходства «Кавказ и Меркурий». Известной в Самаре домашней учительницей была Мария - дочь видного польского революционера Оскара Авейде, а преподаватель математики реального училища Иосиф Щепаньский подготовил и издал в 1888 году первый губернский справочник «Самарец».

В 1896 году самарский врач-микробиолог Владислав Родзевич организовал при земской больнице бактериологическую лабораторию по изготовлению прививочных сывороток и вакцин. Благодаря его начинанию удалось спасти жизни многих детей не только в Самарской губернии.

Среди самарских земледельцев выделялся граф Владимир Соллогуб, известный в прошлом автор рассказов, водевилей, мемуаров и повести «Тарантас». В середине XIX века в Самарской удельной конторе служил П. Пекарский, будущий литературовед, историк, библиограф. И по сей день сохраняет научную ценность его историческое изыскание «Когда и для чего основаны города Уфа и Самара?».

Были и «экономические» мигранты, которых привлекала Самарская земля. По данным «Списка населенных мест Самарской губернии на 1889 год», поляки в губернии составляли 0,04% населения, т.е. их было около 1200 человек. Жили они рядом с немцами в селениях Самарского уезда - Большой Константиновке и Владимировке (11 человек), казаками, русскими и мордвой в пяти селениях Новоузенского уезда - Таловке, Черной Подине, Новорепном, Покровской слободе (935 человек) и слободе Орловский Гай. Как писалось в справочнике, «в настоящее время они совершенно обрусели и ни в чем не обнаруживают западное свое происхождение, поэтому и считаются или великороссами или малороссами и только в селе Старый Кувак, называемом «селом шляхетским», их считают поляками».

Царское правительство секретным циркуляром потребовало от местных властей исследовать жизнь и общение поляков в России и пришло к выводу о благонадежности и высокой порядочности большинства из них.

Сохранились донесения жандармов о хороших отношениях, складывавшихся у поляков с местными жителями. Есть просто удивительные примеры их человечности и доброты. Так, управляющий имением княгини Долгорукой поляк И.Л. Косиньский, узнав, что необходимый ему в имении землемер (а им был 17-летний чувашский юноша И.Я.Яковлев, позднее ставший великим просветителем чувашского народа) лежит без помощи врача в мужицкой избе в деревне Винновке Сызранского уезда, поместил больного у себя дома. Здесь Яковлев впервые соприкоснулся с так называемым «польским вопросом» и узнал о борьбе поляков за независимость, за сохранение ими национальной культуры и самобытности. «Каждая, даже самая малая, народность должна стремиться не исчезнуть с лица земли, сохранить свою культуру, уважать историю, развиваться», - утверждал И.О. Косиньский.... Яковлев, в свою очередь, делился с Иосифом Львовичем раздумьями о своем роде-племени. И тот поддерживал мысли собеседника о том, что вывести чувашей из темноты, незнания, приобщить к духовной и бытовой культуре можно лишь естественным путем - путем просвещения».

Заметно воздействие поляков на культуру Самары XIX-XX веков. Архитектура, музыка, просвещение, наука, журналистика, экономика, административная деятельность, промышленность, воинское искусство - не было сферы деятельности, где бы поляки ни проявили себя с самой положительной стороны. Известно, что поляками были два самарских губернатора – А. Арцимович и А. Станкевич.

Поляк Хилиньский был архитектором Самарской епархии Русской Православной церкви. К числу архитекторов, оставивших заметный след на самарской земле, принадлежали Т. Богданович, М. Квятковский, П. Балиньский, И. Балиньский, К. Лях-Невиньский, Ю. Галецкий, В. Езеровский, К.Лешевич.

После строительства по проекту поляка П. Балиньского железнодорожного моста через реку Самару и появления большого моста через реку Волгу в районе Сызрани Самара становится одним из важнейших железнодорожных узлов России. Изрезанная рельсами вдоль и поперек Польша дала России хорошие кадры потомственных железнодорожников, к примеру, Г.М. Кржижановского и А.В. Брушневского.

В Самаре родилась известнейшая польская писательница Мария Кунцевич (в девичестве Щепаньская). Прозаик, эссеист, переводчица англоязычной, французской и скандинавской литературы, она стала одним из создателей европейского психологического романа XX века. Самыми известными произведениями Марии стали романы «Тристан 1946» и «Сговор отсутствующих».

К началу первой мировой войны Самара была одним из центров, где поляки селились охотно, поскольку здесь была хорошая инфраструктура и бурно развивающаяся промышленность. В 1914-1918 годах в Самаре было 6 польских школ, польские детские дома, польские клубы, оживленно работал католический приход.

В период деятельности Комуча в Самаре прошло организационное заседание совета польских контрреволюционных организаций, которые создали «Польский Революционный Комитет борьбы за свободу и объединение Польши». Не все поляки были сторонниками белого движения. Среди них были и старые революционеры, как председатель Самарской ЧК Ф.И. Венцек, убитый жителями Самары во время прихода чехов в город, Мария Оскаровна Авейде – дочь ссыльного повстанца, Петр Николаевич Боревич – командир кавалерийского польского дивизиона «Победа», воевавшего на стороне «красных» и освобождавшего от белочехов Симбирск и Самару. Он стал одним из первых командующих пограничных округов РСФСР, погибшим в 1921 г. на боевом посту, и был похоронен в центре г.Смоленска

По данным переписи 1920 года, численность поляков в Самарской губернии составила 6 955 человек, 5 320 из них жили в городах Самаре (3861 чел.), Бузулуке (491 чел.). В других городах их было 250 человек.

В годы первых пятилеток поляки, как и все советские люди, были полны энтузиазма и ударно трудились. Однако оставалась тоска и по Родине, и по родной культуре. Именно поэтому в Самаре возникли польские рабочие клубы. По одним данным в 1918 году, по другим - 6 марта 1919 года в Самаре был открыт польский рабочий клуб имени М. Каспшака, который расположился в здании бывшего деревянного костела, вторым – клуб имени Ф. Дзержинского. Клубы позволяли сохранять культуру, располагали богатейшей библиотекой на польском языке.

В 1933-1934 годах начались репрессии. Куйбышевских поляков арестовывали и увозили в Москву, где их имена фигурировали в громких процессах. Так было со Стефаном Сохацким (Чешейко). В 14 лет он стал членом ВКП (б), а после революции работал директором и был профессором Куйбышевского института зерновых культур. Проходил по делу Коминтерна вместе с «левым» поэтом и драматургом В. Вандурским. Их судили в Москве, обвинили в подготовке вооруженного восстания, шпионаже и участии в контрреволюционной организации. Они были расстреляны в июне 1934 года.

1936 год стал самым страшным для самарских поляков, так как реализовывалась тайная директива ОГПУ, которая предписывала всех поляков брать под подозрение и арестовывать. Многие были уничтожены, что давало основание говорить о геноциде поляков в СССР, но до сих пор российские поляки не могут получить статус репрессированного народа.

К 1937 году были расстреляны, отправлены в заключение либо подвергнуты допросам, отсидели в предварительном заключении и тюрьмах практически все взрослые мужчины-поляки, проживавшие в Куйбышевской области. Приблизительные цифры таковы: 100 расстрелянных, 400 подвергнувшихся арестам, большая часть которых окончилась длительным тюремным заключением.

В начале Великой Отечественной войны поляки, согласно договору Польского эмигрантского правительства (в Лондоне) и руководства Советского Союза, стали стягиваться в Чкаловскую (Оренбургскую) и Куйбышевскую области, где с августа 1941 года в районе Бузулука началось формирование Польской Армии на Востоке (APW) под командованием выпущенного из внутренней тюрьмы НКВД на Лубянке генерала Владислава Андерса. В район Средней Волги, помимо персонала и техники эвакуированных заводов, были направлены и потянулись из мест заключения десятки тысяч амнистированных польских граждан, из которых потом формировались вооруженные соединения.

Во время войны в Куйбышеве оказались граждане, эвакуированные с польских территорий - беженцы, сироты, воины, добравшиеся до формирующейся армии. 25 сентября 1041 года генерал Андерс на заседании смешанной комиссии докладывал, что в районе формирования Польской Армии сконцентрировалось около 38 тысяч человек, в т.ч. до 10 процентов стариков, женщин и детей. Только 1/7 всего личного состава APW имело верхнюю одежду, очень много босых. Советское руководство соглашалось на армию численностью до 30.000 человек, а излишек людских ресурсов просило направить в другие (по желанию направляемых) районы для проживания.

В связи с этим правительство Владислава Сикорского в декабре 1941 года поставило вопрос о переводе части польских военнослужащих в Иран из-за лучших возможностей для снабжения войск англичанами. После вывода армии Андерса на Ближний Восток отношения между польским правительством в эмиграции и Советским Союзом прекратились. В 1942 году на Оке началось формирование лояльной к СССР первой дивизии Войска Польского.

Куйбышев в то время являлся местом пребывания посольства лондонского правительства Речи Посполитой, во главе которого был профессор Станислав Кот, и центром польских «правых» и «левых». Именно поэтому в Куйбышев в декабре 1941 года на переговоры с М.И. Калининым прилетал из Лондона В.Сикорский, глава правительства Польши в эмиграции. Здесь издавались журнал «Польша», газета коммунистов «Нове виднокренги» («Новые горизонты»), находилась польская редакция Совинформбюро.

Знаменитая писательница Ванда Василевская вместе с мужем, советским писателем Александром Корнейчуком осенью 1941 года приехала в Куйбышев. Здесь В.Василевская создала известный роман «Радуга», а А.Корнейчук - пьесу «Фронт». Оба произведения сыграли огромную роль в патриотическом подъеме, охватившем в годы войны советский народ.

С 1970 года происходит миграция в Самарскую область со всех концов Советского Союза на строительство гигантского Волжского автомобильного завода. Прибывают сюда и поляки из Казахстана, Украины и Белоруссии.

В Самарской области и сегодня живут и здравствуют люди польского происхождения, которые вносят большой вклад в становление науки, производства, искусства края (академик К. Куликовский, актриса Л. Альбицкая, художник П. Яценык и многие другие).

Типы поселений. В Самарской области не сохранились сельские поселения поляков, в архитектурном облике города Самары заметно влияние польской культуры, так как здесь работали польские архитекторы.

Традиционные типы сельских поселений поляков: уличные деревни, окольницы и овальницы с домами, расположенными вокруг центральной площади или пруда (радиальная планировка).

Типы жилья. В сельских поселениях некоторых районов Польши преобладают срубные постройки, в других применяется каркасная конструкция стен из столбов и балок с заполнением пространства между ними глиной, кирпичом, обмазанными глиной связками соломы и др. Крыши построек четырёхскатные, двускатные или полувальмовые, с небольшим навесом. На западе и северо-западе сохранились дома с «подсенями» в виде арки, ниши, галереи. Традиционная планировка крестьянского жилища - трёхкамерная, с центральным или боковым расположением сеней.

Традиционное хозяйство и промыслы. Главные отрасли сельского хозяйства - земледелие и животноводство; основное направление - возделывание зерновых культур, значительная часть посевных площадей занимает картофель. Важное значение имеют овощеводство, садоводство. Животноводство молочное и мясное (крупный рогатый скот, овцы, свиньи). Для переездов, перевозок, отчасти сельскохозяйственных работ крестьяне традиционно используют лошадей, в меньшей степени - волов. В Польше живы традиции народного творчества: скульптура, резьба, живопись на стекле, вырезание выцинанок - узоров из бумаги, вышивка, керамика, ткачество и плетение.