Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

ЧЕЧЕНЦЫ

В Самарской области проживает 970 человек (2010 год)

Самоназвание - но́хчий.

Численность и расселение. Общая численность – около 1,5 млн. человек. Основное население Чеченской Республики (1,2 млн. человек), широко расселены небольшими группами во многих территориях Российской Федерации и стран мира.

IMG 2006-1Антропологический тип - относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы

Родной язык. Чеченский язык относится к нахской ветви нахско-дагестанских языков, включаемой в гипотетическую синокавказскую макросемью. Письменность на чеченском языке до 1925 года существовала на арабской основе, в 1925-1938 - на латинской, с 1938 - на основе русской графики с использованием одного дополнительного знака I (после разных букв имеет разное значение), а также некоторых диграфов (кх, аь, тІ и т.п.) и триграфов (уьй). Состав диграфов в чеченском алфавите сходен с алфавитами дагестанских языков, однако их значения часто другие.

Традиционная религия. Большинство чеченцев принадлежат к шафиитскому мазхабу суннизма.

Кроме религии для чеченцев огромное значение имеет этический кодекс чести «Къонахалла». По убеждению самих чеченцев, «Къонахалла» - это универсальный кодекс поведения для любого мужчины, независимо от того мусульманин он или нет. Практически в нём отражены все нравственные нормы, которыми обладает верующий человек и достойные сын своего народа.

Чеченский этический кодекс «къонахалла» сложился задолго до принятия чеченцами ислама, корни его уходят в далекую древность. На его характер оказали заметное влияние драматические события времен нашествия на Кавказ монголов и Тимура, когда война стала для нахов-аланов обычным состоянием. О древности кодекса говорят многочисленные параллели культа къонаха - достойного человека, народного героя с древнейшими слоями нартского эпоса.

Этнические группы - аккинцы, малхистинцы, нохчмахкахойцы, орстхойцы, терлоевцы, чантийцы, чеберлоевцы, шаройцы и шатойцы.

Этногенез и история заселения Самарской области. Наиболее вероятным основным компонентом образования вайнахского народа было автохтонное население Северного Кавказа - создатели и носители кобанской культуры, а также создатели и носители зандакской и других археологических культур Кавказа.

В этногенезе вайнахов, возможно, приняли участие позднее вторгавшиеся и/или селившиеся на Северном Кавказе индоиранцы, скифы, сарматы и другие народы, с неясным происхождением и языковой принадлежностью.

IMG 2406Согласно большинству современных кавказоведов (напр. д.и.н. Я.З. Ахмадову), формирование чеченского народа является результатом сложных процессов внутренней этнической консолидации вайнахского населения в XVI-XVIII веках. В этот период различные вайнахские «свободные общества» осваивают предгорные равнины и параллельно происходит их исламизация - важнейший религиозно-культурный фактор формирования чеченцев.

Ещё до Кавказской войны, в начале XVIII века, после того, как гребенские казаки покинули Терское правобережье, многим чеченцам, которые согласились добровольно принять российское подданство, была предоставлена возможность туда переселиться в 1735, а затем в 1765 году.

Документ, на основании которого горная Чечня вошла в состав России, был подписан 21 января 1781 года и подтвержден осенью того же года. С чеченской стороны его подписали почётнейшие старшины сёл Большие и Малые Атаги, Гехи и ещё двенадцати селений, то есть, всей южной половины нынешней Чеченской республики. Документ этот был скреплен подписями на русском и арабском языках и клятвой на Коране. Но во многом этот документ остался формальностью, хотя Российская империя при этом получила официальное «право» для вовлечения Чечни в состав России, далеко не все чеченцы, особенно влиятельный Шейх Мансур, смирились с новым порядком, и так началась почти вековая Кавказская война.

Во время Кавказской войны под руководством генерала Алексея Ермолова в 1817-1822 годах на месте некоторых чеченских и ингушских сел была построена Сунженская линия укреплений. После пленения Шамиля, уничтожения ряда мятежных имамов, а также с переходом при фельдмаршале Иване Паскевиче к «тактике выжженной земли», когда мятежные аулы полностью разрушались организованное сопротивление горцев удалось подавить в 1860-м году.

После кавказской войны в 1865 году около 5 000 семей чеченцев переселились в Османскую империю, движение это приняло название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии и Иордании.

IMG 2515Но конец Кавказской войны не означал полный мир. Особый спор вызывал земельный вопрос, который был далеко не в пользу чеченцев. Даже к концу XIX века, когда была найдена нефть, доходы чеченцам почти не шли. Относительное спокойствие в Чечне царскому правительству удавалось поддерживать за счет фактического невмешательства во внутреннюю жизнь горцев, подкупом родо-племенной знати, бесплатной выдачей муки, тканей, кожи, одежды бедным горцам; назначением должностными лицами местных авторитетных старейшин, вождей тейпов и племён.

Чеченцы часто поднимали восстания, как было при Русско-турецкой войне 1877-1878 годов и затем во время революции 1905 года. Но одновременно чеченцы ценились царской властью за их боевую храбрость. Из них был сформирован чеченский полк элитной Дикой дивизии, отличившейся в Первой мировой войне. Их брали даже в личный царский конвой, состоявший также из других горцев и казаков.

После Февральской революции, в марте 1917 года под руководством бывшего члена конвоя его Императорского Величества, а позже участника Дикой дивизии Тапы Чермоева был образован Союз Народов Северного Кавказа, провозгласивший в ноябре 1917 года Горскую республику (а с мая 1918 - Республику горцев Северного Кавказа). Но наступление Деникина быстро покончило с республикой. В самой Чечне царила анархия. После победы большевиков чеченцы получили автономию и земли почти всех станиц Сунженской линии, откуда выселили казаков.

В 1920-х годах, при политике коренизации был сделан огромный вклад в развитие чеченцев. Была разработана новая чеченская письменность (на основе сначала латинского, затем кириллического алфавита; до этого применялась арабская графика), появился национальный театр, музыкальные ансамбли и многое другое. Но дальнейшая интеграция чеченцев в советский народ оборвалась при коллективизации, особенно при попытках создавать колхозы в горных районах. Волнения и восстания продолжались, особенно когда автономный статус Чечни стал опять формальным в результате того, что в 1934 году Чеченскую АО объединили с Ингушской, а в 1936-м с Сунженским Казачьим округом и городом Грозный в Чечено-Ингушскую АССР, руководство которой фактически возглавило русское население.

В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были полностью депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства, при этом некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии.

После первой и второй чеченских войн значительное количество чеченцев уехало в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Значительно увеличилась чеченская община и в регионах Российской Федерации.

Типы поселений. В Самарской области не сложились сельские поселения чеченцев, в архитектуре городов также не прослеживается влияние чеченской культуры.

С III тысячелетия до нашей эры на территории расселения нахских племен появляются первые укрепленные поселения. Для их строительства выбирались естественно защищенные места: на возвышенных, скалистых мысах, на крутых берегах рек. Строились боевые башни. Именно у нахов (чеченцев и ингушей) башенная архитектура достигла наивысшего развития. Остатки каменных построек различных эпох в горной Чечне дают возможность проследить эволюцию нахских башен в течение, по крайней мере, трех тысячелетий.

Типы жилья. К XVIII в. основным типом жилища населения Горной Чечни являлись открытые со стороны фасада, дома из дикого камня (связанные известью или глиной) с плоской земляной (или из сланцевого шифера) крышей – ц1ено, известные в литературе как «горская сакля». Жилища жителей равнин представляли собой турлучные (плетенные из веток стены с глиняной обмазкой) или из сырого кирпича дома, вытянутые в длину в несколько комнат (крыша была плоской земляной, либо камышовой). Из того же материала или дерева строились также хозяйственные постройки и отдельные кунацкие – гостевые дома.

Очаг выступает в жилище как его организующий центр, он разделяет жилище на мужскую и женскую, на почетную и непочетную части, является предметом семейного культа.

Важным предметом интерьера был круглый или прямоугольный столик на трех ножках. У чеченцев такие низкие скамеечки использовались и мужчинами и женщинами, а старики предпочитают их до сих пор.

Традиционное хозяйство и промыслы. Основным занятием чечевцев в горах было скотоводство. В высокогорье чеченцы разводили традиционные породы мелкорогатого и крупнорогатого скота, которых называют «горскими», а в предгорно-плоскостной зоне - тушинские, карачаевские и степные (ногайские) породы овец. Основную долю молока, масла и сыра в хозяйстве горцев давали коровы и в меньшей мере буйволы. Кроме того, шерсть, овчины, кожи, кость столь остро необходимые в полунатуральном хозяйстве горцев также давали домашние животные.

Отдельного внимания заслуживает вопрос о коневодстве. Еще данные начала XVII в. говорят о наличии данной отрасли в хозяйстве окочан-ауховцев и служилых терских окочан – они не только имели конские табуны, но и выращивали породистых лошадей достойных для дара московских царям.

С началом массового возвращения чеченцев с гор на равнины (по крайней мере, с середины XVII в.) и с завершением этого процесса в течение XVIII столетия, в традиционном хозяйстве населения Чечни происходят серьезные изменения. Удельный вес скотоводства в хозяйстве населения равнинной зоны Чечни в XVIII в. начинает уступать земледелию, хотя в количественном исчислении овец и коров становится значительно больше ввиду наличия широкой кормовой базы. Появляются указания на массовое разведение не только овец и коров, но и лошадей. То же овцеводство носит теперь экстенсивный, отгонный характер.

Посуда у чеченцев почти до конца XIX века была деревянная, гончарная и медная. В ее изготовлении народные мастера достигли большого совершенства. Гончарные изделия чаще всего покрывались глазурью с геометрическим или растительным орнаментом. Чеченская посуда делалась обычно очень вместительной.

Плетение, стегание, вышивка, изготовление одежды, как мужской, так и женской, издавна лежало на плечах женщины. Трудовые навыки, секреты мастерства, связанные с изготовлением одежды, передавались из поколения в поколение по женской линии.