Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

ЕВРЕИ

В Самарской области проживает 4 418 человек (2010 год)

Sinagog2OtkrСамоназвание. Евреи – от ивритского иври - «(пришелец) с той стороны». Изначальное название иеhуди (иудей) относилось к потомкам (колена) Иеhуды (одного из 12 колен). Израиль (Исраэль)- имя, данное патриарху Иакову по Библии. Составная часть общего древнего наименования сыновей Иакова и их потомков – бней Исраэль (сыны Израиля, израильтяне).

Численность и расселение. Общая численность – более 13,8 млн. человек. Основное население Израиля – 6,0 млн. человек. Большая группа евреев живет в США (5,4 млн. человек). В России – 190,0 тыс. человек. Широко расселены в 30 европейских странах, Уругвае и Новой Зеландии.

Антропологический тип – в основном европеоидный, есть негроидные группы.

Родной язык – иврит, идиш, ладино и другие еврейские языки. Общим языком евреев является иврит (семито-хамитская языковая семья). У европейских евреев (ашкенази) сложился свой язык – идиш, сформированный на основе иврита, средневекового немецкого языка с добавлением польских слов и выражений. В странах проживания евреи говорят на языках окружающих их народов.

Традиционная религия – наиболее распространен среди верующих иудаизм. В иудаизме различаются традиционно-ортодоксальное, ортодоксально-сионистское, реформистское, консервативное и реконструкционалистское направления, хасидизм.

ZinoviyOkuntЭтнические группы - Перед 2-й мировой войной около 90% евреев Европы относилось к группе ашкеназов. Сефарды, потомки евреев средневековой Испании, жили на Балканском полуострове, Ближнем Востоке, Марокко, в небольшом количестве в Западной Европе и Америке. Другие группы: арабоязычные евреи стран ближнего Востока и Северной Африки; персидские евреи, среднеазиатские евреи; грузинские евреи; крымчаки; курдистанские евреи; итальянские евреи и др. некоторые мелкие периферийные группы.

Этногенез и история заселения Самарской области. Древнееврейский этнос сформировался в течение 2-го тысячелетия до нашей эры на территории Ханаана (современный Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов (вероятно, иври, или хабиру месопотамских надписей) и земледельцев оазисов Ханаана. Согласно еврейской традиции, записанной в Торе, евреи сложились в народ в процессе исхода порабощённых предков евреев из Египта и завоевания ими обетованной Богом «земли Израиля» в середине 2-го тысячелетия до нашей эры. На рубеже 2-го и 1-го тысячелетий до нашей эры евреи становятся земледельческим народом. В этот период складывается первое древнееврейское царство со столицей в Иерусалиме, строится Первый Иерусалимский храм, складывается монотеистическая религия евреев, священнический иудаизм, создаётся на протяжении 1-го тысячелетия до нашей эры ТаНаХ (Тора, Пророки, Писания), еврейская Библия.

Этническое и культурное единство древних евреев было нарушено с распадом древнееврейского царства и последовавшим завоеванием двух образовавшихся на его месте самостоятельных монархий (Израильской и Иудeйской) Ассирией и Вавилоном в VIII—VI вв. до нашей эры. Завоеватели разрушили Первый храм и увели большую часть населения за пределы Израиля. Народная традиция сохранила память о бывших жителях Израильского царства, так называемых «10 потерянных коленах», чьи следы потерялись где-то за Ираном. В конце VI века до нашей эры часть евреев возвращается в Иудею из Вавилонского плена и строит Второй храм в Иерусалиме, вокруг которого начинается государственная и духовная консолидация евреев. С тех пор складывается модель этнического развития, включавшая центр в Иудее и обширную диаспору, первоначально сложившуюся в Месопотамии, а на рубеже нашей эры охватившую Египет, Малую Азию, Сирию, Иран, Северную Африку, Западное Средиземноморье, Крым, Кавказ, часть Средней Азии.

Римское завоевание и разгром еврейских движений I—II вв. привели к массовому насильственному выселению значительной части евреев из Иудеи; изгнанники пополнили еврейские общины диаспоры. Этнический центр в Иудее практически прекратил существование после арабского завоевания Палестины в 638, хотя небольшие группы евреев продолжали жить на исторической родине постоянно. Тяга к возвращению в Израиль, т. е. «возвращение в Сион» (к горе, на которой стоял Иерусалимский храм), постоянно сохранялась среди евреев и была освящена иудаизмом. С разрушением Иерусалимского Второго храма в 70 нашей эры оформляется приспособленный к жизни в диаспоре раввинистический иудаизм, в основе которого наряду с Танахом лежит древний религиозный и юридический памятник — Талмуд. Центром религиозной и общинной жизни становится синагога, или место для собраний («дом собраний»), её служитель — раввин (рав), учёный знаток и толкователь традиции.

С конца XIX века с возникновением идеологии сионизма, поставившего целью переселение всех евреев в Палестину, началась миграция евреев разных стран, преимущественно из Восточной Европы, в Палестину. Этническое развитие евреев было приостановлено массовым геноцидом евреев Европы, осуществлённым германским фашизмом, в результате которого погибли 6 млн. евреев. После войны в 1948 на основе решения Генеральной Ассамблеи ООН было создано государство Израиль.

Предками современного еврейского населения России были «немецкие» евреи, которые появились в конце ХYIII века, после раздела Польши. На отошедших к России землях Украины, Белоруссии, Литвы проживали сотни тысяч евреев. Россия ограничила право проживания евреев только этими землями. Так возникло понятие «черты оседлости». Евреям – солдатам николаевской армии, верой и правдой отслужившим 25-летний срок, разрешалось селиться за пределами традиционных мест проживания их единоверцев.

Первыми евреями Самары были бывшие кантонисты и солдаты, появившиеся здесь в середине XIX века. В 1854г. в Самаре проживало 78 мужчин и 14 женщин еврейской национальности.

Положение евреев изменилось в лучшую сторону во время царствования Александра II. Указом царя-реформатора евреям был предоставлен ряд льгот. Право на жительство вне черты оседлости получили некоторые категории евреев: купцы I гильдии, специалисты с высшим образованием, специалисты высокого класса. В местах проживания им разрешалось создавать семьи. Самарская еврейская община быстро увеличивалась. Особенно росла численность еврейского населения при П.В.Алабине, который был городским головой Самары, а потом председателем губернской управы. Либеральный П.В.Алабин отличался дружелюбным отношением к различным этническим группам традиционного многонационального самарского края. В конце XIX века, когда по России с нарастающей силой катилась волна еврейских погромов, многих беженцев прибивало к волжским берегам. Значительному количеству этих несчастных людей городской голова предоставлял пристанище в Самаре. Но отнюдь не благотворительность диктовала царскому чиновнику желание предоставлять евреям «вид на жительство», а забота о благе стремительно развивающейся Самары, обретавшей статус «российского Чикаго». В роскошном альбоме, выпущенном к 300-летию Самары, Алабин писал о еврейских торговцах и ремесленниках как о людях сообразительных, трудолюбивых, которых надо всячески привлекать.

Славились в Самаре еврейские часовщики, портные, переплетчики, шапочники, появились в среде евреев люди нового ремесла-фотографии и др. Многие евреи стали заниматься мелким бизнесом, небольшими финансовыми операциями. Однако по закону евреев не причисляли ни к одному городскому сословию, т.к. они не имели права заниматься ничем другим, кроме того промысла, по которому получили вид на жительство. Несмотря на ощутимый вклад евреев в развитие города, они были ограничены в выборе деятельности, что вынуждало их трудиться под чужим именем. Я.Л. Тейтель, работавший в Самаре следователем, писал в своих воспоминаниях: «Евреи оживили этот край. Первый пивоваренный завод был построен евреями. Экспорт пшеницы из богатой Самарской губернии за границу взяли на себя евреи. Интересно, что вызов яиц в западную Европу стал впервые практиковаться самарскими евреями. Всем этим занимались «мнимые ремесленники», на которых в благодарность за пользу оказанную ими краю, часто составлялись протоколы о выселении их за неимением права на жительства» («Из моей жизни. 40 лет»: Париж. 1925г.). Многие евреи занимали серьезные должности на строительстве и в администрации железной дороги. Постепенно в Самаре сложилась еврейская интеллигенция.

С развитием промышленности рос город, росло и еврейское население, которое в 1900 году насчитывало 1574 человека, что составляло примерно 1,8% населения города. И таким образом Самара к началу века стала весьма значимой точкой еврейской диаспоры, одной из самых больших в восточной части России.

После отмены «черты оседлости» (1917) и гражданской войны началась массовая миграция евреев в крупные города (Киев, Харьков, Одессу, Москву, Ленинград и др., в том числе в пригородные посёлки). Еврейские мигранты быстро подвергались аккультурации, переходили на русский язык, постепенно вливались преимущественно в состав служащих и интеллигенции. Вместе с тем, особенно в местах традиционного расселения евреев, в 1920—30-е гг. (до 1938—39) развивались общественная жизнь и культура на идиш (литература, печать, культурные и образовательные учреждения, государственные, профсоюзные, партийные институты и т. д.). Накануне Великой Отечественной войны в СССР проживало 5000—5200 тыс. евреев, т. е. треть еврейского населения мира. Уничтожение евреев нацистами (Холокост) унесло 2,5 млн. жизней советских евреев. Местечко как средоточие традиционной ашкеназской культуры было окончательно уничтожено.

С конца войны в СССР государственная политика в отношении евреев носила дискриминационный характер, с 1950-х гг. антисемитская пропаганда принимает характер антисионистский, антиизраильский. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. возникли условия для некоторого восстановления еврейской культуры. Во второй половине1960-х, особенно с конца 1980-х годов начинается процесс еврейского национального возрождения. Эмиграционный поток из СССР с 1967 привёл к отъезду около 800 тыс. человек; в 1989—95 выехало 600 тыс. евреев. Перемены пришли одновременно с изменением государственной политики в период перестройки.

Типы поселений. Традиционные формы поселения: еврейские кварталы (гетто, жудерия, меллах, махалля и др.), отделённые стеной от остальной части города; в Восточной Европе — местечко (штетл), переходное от сельского к городскому поселение, где евреи составляли большинство. Обязательными элементами поселения были синагоги, ритуальные бани (миква), странноприимный дом (шпиталь), особое еврейское кладбище.

Типы жилья. Традиционное жилище однотипно с жилищем окружающих народов, но отличалось некоторыми особенностями — на входе размещается мезуза – молитва, упакованная в футляр, на восточной стене (мизрах) размещают специальные аппликации или роспись, участок стены оставляют не покрашенным или неоштукатуренным в память о разрушении Иерусалимского храма и др.

Традиционное хозяйство и промыслы. Традиционное хозяйство древних евреев в Палестине было преимущественно земледельческим (злаковые, виноград, масличные культуры, фруктовые деревья). В диаспоре неполноправный социально-экономический статус евреев способствовал формированию специализированной культуры и хозяйства. Большинство евреев жили в городах, часто замкнутыми общинами и в особых кварталах (гетто). Основную массу составляли ремесленники и мелкие торговцы; значительная часть занималась мелким предпринимательством, ростовщичеством. Участие евреев в сельскохозяйственном производстве повсеместно ограничивалось. Для всех групп евреев была характерна высокая доля лиц свободных профессий.