Костюм
Национальный костюм. Мужской традиционный костюм в прошлом составляли вышитые и орнаментированные аппликациями куртки и жилетки, штаны, высокие сапоги с узорчатой выделкойМужской цыганский костюм к настоящему времени давно уже утратил этнический колорит и ничем не отличается от современного городского костюма. Но многие еще вспоминают о мужских цыганских поясах, кожаных или тканых, вышитых бисером, иногда украшенных металлическими или золотыми бляшками, сапогах с высокими голенищами, широких рубахах навыпуск.
Женская одежда, наоборот, вплоть до настоящего времени сохраняет национальную самобытность. Основу женского костюма составляет традиционная юбка готья. Она относится к несшитым формам одежды и выполняется из прямоугольного полотна ткани, собранного в складку по поясу. Спереди юбка не сшивается. К женской юбке в цыганской культуре существует особое отношение, она считается «нечистой». Обычай не разрешал надевать юбку через голову. По представлениям цыган нижняя часть женского тела считается нечистой, поэтому к цыганской юбке относятся, как к нечистому предмету. Этими представлениями объясняются и многие бытовые запреты и предписания. Чтобы не осквернить воду, в прошлом цыганка носила ведро с водой на голове. Если женщина переступала через стоящую на полу посуду, посуда считалась нечистой и выбрасывалась. Жестоким оскорблением для мужчины считалось, если женщина ударила его юбкой.
Поверх юбки надевался фартук кытрынцы, который закрывал разрез несшитой юбки и нейтрализовал ее «нечистость». Покрой фартука также был достаточно простым - прямоугольное полотнище, уложенное в складку по поясу. В современном костюме фартук и юбка часто выполняются из одного материала. Комплект с юбкой составляет кофта, которая в настоящее время шьется по произвольному фасону.
Традиционная прическа и головные уборы сохраняются у замужних женщин. После замужества женщина закручивает волосы на обоих висках в жгуты, а затем заплетает две косы. Эти жгуты на висках называются амболдинари. Эта своеобразная прическа, как отмечают цыганологи, имеет индийские корни. Сегодня амболдинари еще можно встретить у пожилых женщин, но молодые цыганки уже не всегда закручивают волосы на висках, а просто заплетают их в две косы. Поверх кос надевается косынка дикло - традиционный головной убор замужней женщины. Прежде чем завязать косынку, ее концы закручиваются. Праздничные дикло отличаются от будничных: их часто украшают сеткой или бахромой из бисера, вышивают блестящими нитями, а в прошлом к таким косынкам пришивались и небольшие золотые монеты.
Традиционными для цыганских женщин считаются украшения из золота. В прошлом дополнением к женскому костюму был большой платок или шаль. Будучи необходимой деталью костюма, он выполнял и другие функции. Из широкого платка могли устроить небольшую палатку для рожающей женщины, в большой шерстяной платок пеленали новорожденного. В цветовом решении костюма предпочтение отдается ярким расцветкам, богато орнаментированным цветовым узорам. До настоящего времени существуют и определенные цветовые запреты. Молодухе, недавно вышедшей замуж, до года не разрешается носить одежду желтого цвета. Нежелательным для женского костюма считается и черный цвет.
Мониста являлись частью наряда замужней женщины. Девушка могла носить на шее только одну монетку в знак того, что она просватана. Точно так же, косынка, закрученная по бокам и завязанная сзади, отражала семейный статус. Цыганка повязывала голову платком и надевала фартук после свадьбы. Фартук служил прежде всего для того, чтобы защитить домашнюю утварь от опоганивания юбкой. В косы вплеталась лента-плетеря, с нашитыми на неё монетами-теляри (цыганское искажение слова «талер»). По всей видимости, такая причёска, когда косицы или пряди свисали у женщин с висков, существовала много столетий подряд. Возможно, это даже часть индийского субстрата.
Православные цыгане сэрвы и русска рома одеваются современно. Другие православные цыгане (влахи, кэлдэрари, кишиневцы) одеваются более традиционно: женщины носят знаменитые цыганские юбки и шали.