Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

ЦЫГАНЕ

В Самарской области проживает 4 875 человек (2010 год)

Самоназвание – рома.

Численность и расселение. Общая численность – около 10 млн. человек. Живут во всех странах Европы, США (1,0 млн. человек), Бразилии (678,0 тыс. человек), Аргентине (300,0 тыс. человек). Численность цыган в Российской Федерации – 220,0 тыс. человек.

Karta12vАнтропологический тип. Цыгане относятся к индо-афганскому расовому типу индо-иранской (индо-средиземноморской) ветви европеоидной расы.

Родной язык. Цыгане говорят на цыганском языке индоарийской группы индоевропейской семьи, распадающемся на ряд диалектов, обычно владеют также языками народов, среди которых живут оседло или кочуют.

Традиционная религия. Большинство цыган исповедуют религию того государства, где живут. Это, как правило, различные ветви христианства и ислама (эрлиды, мугат, крымцы).

Этнические группы – русска рома (в Российской Федерации), сэрвы, молдоване, фарао непек (от венгерского pharao nepek - «фараоново племя»), джипсиз (англ. Gypsies – «египтяне»), боэмьенз (франц. Bohemiens – «богемцы»), дзингари (итал.Zingari), хейденс (голландск. Heidens – «язычники»), мусталайнен (финск.mustalainen - «черные»), гитанос (испанск.Gitanos).

Группы цыган, представляющие отдельный диалект, делятся на роды двух типов – вица бари (большой род) и вица цигни (малый род). Они находятся в соподчинении друг к другу. Вица бари – это объединение многих больших семей. Как и любой цыганский род, он состоит из потомков одного реально существующего прародителя, от имени которого образуется название вици. Вица цигни – это, по существу, большая семья, состоящая из двух-трех поколений. Члены этих виц имеют двойственное самосознание – принадлежности к малому и к большому родам. Иногда основателем такого объединения могла стать женщина: если она, похоронив мужа, оставалась с малолетними детьми на руках, прожила вдовой до глубокой старости, воспитала детей и внуков, то название вицы идет от ее имени.

ZiganFonЧлены одного рода не обязательно живут совместно, бывает, что они никогда не собираются вместе (хотя цыгане чрезвычайно мобильны и охотно ездят на свадьбы, крестины и другие семейные события). Вместе с тем роды играют значительную роль в поведении цыган и в их взаимоотношениях. Один человек постыдным поведением может создать дурную славу не только своей семье, но и всему роду. И, наоборот, на репутации индивидуума сказывается мнение цыган о его роде. Важно отметить, что сложившаяся иерархия родов не является чем-то незыблемым: одни роды набирают силу и влияние, другие – понижают свой статус.

Этногенез и история заселения Самарской области. Цыгане являются потомками выходцев из Индии, покинувших эту страну предположительно не позднее первой половины I тысячелетия н.э. Первым упоминанием о цыганах в Европе традиционно считается запись 1100 года грузинского монаха Георгия Мтацминдели из монастыря на горе Афон, где говорится об «атсинганах». Большинство ученых, прослеживая этимологию этого слова, считают, что речь идет о цыганах. Атсингане были членами манихейской секты, которая уже к VIII веку прекратила свое существование. Члены этой секты занимались колдовством и по своей внешности были схожи с цыганами. Именно от названия участников этой секты и произошел этноним «цыгане».

Подавляющее большинство исследователей предками цыган считают народности северо-западной Индии, этноним которых «дом». Члены касты дом занимались поделками из дерева (это ремесло и сейчас распространено у цыган), выступали как певцы, танцоры и музыканты. Среди предков цыган можно с уверенностью назвать индийские касты: чамар, члены которой занимались обработкой кожи, кузнечным ремеслом, профессиональным нищенством; а также касты канждар и лохар – кочующих кузнецов Панджаба и другие. Лохары занимались торговлей волами. Немудрено, что впоследствии в Европе цыгане перешли на торговлю лошадьми.

Анализ языка цыган дает возможность предположить, что первоначально цыгане пришли в Переднюю Азию (территория современного Ирана, Афганистана, Армении), на несколько веков «остановились» в Византии, в начале тысячелетия двинулись на Балканы и распространились на территории современных Венгрии, Чехии, Словакии. В течение XV-XVI веков цыгане появились в Германии, Польше, Нидерландах, Бельгии, Франции, Испании, Италии, Англии, Скандинавских странах. В середине XIX-начале XX веков выходцы из Трансильвании (цыгане кэлдэрари и ловари) расселились практически по всем странам Европы и большинству стран Америки и Австралии.

Все доказательства правомерности теории индийского происхождения цыган основаны на лингвистическом анализе. Знакомство европейских ученых с санскритом, с цыганским языком, появление сравнительно-исторического метода в языкознании позволили в конце ХVIII века двум немецким исследователям – Рюдигеру и Грельманну – почти одновременно высказать гипотезу о родстве цыганского языка с древнеиндийскими языками и о том, что цыгане - выходцы из Индии. В течение XIX века предварительные выводы этих ученых подтвердили блестящие работы Потта, Асколи и Миклошича, которые проследили пути миграции цыган из Индии.

Несколько позже цыгане пришли в Россию. Одна их часть, пройдя через Румынию и Молдавию, проникла в XVI веке на Украину и осталась там. Другая часть, продвигаясь через Германию и Польшу, попала в северные области России. Во второй половине XVIII века цыгане распространились по всей территории России.

Российская империя была сословным государством. Указ Екатерины II от 21 декабря 1783 года причислял цыган к крестьянскому сословию и предписывал взимать с них налоги и подати. Однако никаких серьезных мер по закрепощению российских цыган так и не проводилось. Напротив, на практике им разрешили приписываться к любому сословию.

В России к цыганам традиционно относились доброжелательно, что обусловлено рядом причин. В первую очередь – психологического характера, так как русскому народу присуща этническая толерантность. Отсутствие в России антицыганских законов объясняется еще и тем, что цыгане здесь появились значительно позже. Пока в Западной Европе разворачивался антицыганский террор, в России о кочевом народе знали только понаслышке. А когда цыгане стали российскими подданными, наметилась общемировая тенденция к гуманизации – просвещенные западные монархи стали отменять жестокие законы. Екатерина II и ее наследники, дорожившие мнением Европы, не пожелали вводить драконовских мер, чтобы не прослыть азиатской тиранией, а, напротив, показав, что страна идет с веком наравне. Империя обзаводилась университетами, академиями изящных искусств, театрами – в такой духовной атмосфере невозможно было начинать преследование по национальному признаку.

В начале XIX века цыгане появились в Самарской губернии. В 1920 году насчитывалось всего 16 цыган, проживающих в Самаре, Ставрополе и Бугуруслане. Согласно переписи 1926 года в губернии было отмечено уже 139 цыган. Однако, учитывая врожденный страх этого народа перед официальными инстанциями, указанную цифру следует считать заниженной. Известно много случаев, когда цыганские семьи во время переписи выдавали себя за русских, татар, молдаван, венгров и т.п., при этом в быту не скрывая своего цыганского происхождения.

В годы второй мировой войны вследствие фашистского расизма и геноцида погибло более 500 тысяч цыган (в том числе в России, Украине и Белоруссии). Они были замучены в Освенциме, Майданеке, Бухенвальде и других концлагерях только за то, что были цыганами.

Многие цыгане вступили в ряды вооруженных сил, о чем свидетельствуют архивы министерства обороны, хотя статистика в данном случае не может реально отразить действительность, так как большинство цыган в паспортах значилось русскими, украинцами или татарами. По оценкам экспертов, одиннадцать цыган получили звание Героя Советского Союза и множество стало кавалерами самых высоких орденов. Среди защитников Родины были и самарские цыгане: Петр Конденко ушел в армию добровольцем и погиб на фроне в первый же год войны, Михаил Иванович Никитин из Богдановки был удостоен боевых наград, погиб под Берлином, Иван Алексеевич Колпаков из Самары закончил войну в Чехословакии, имел ордена и медали, Анна Белозерова, Александра Шлыкова и Елена Колпакова окончили курсы фельдшеров, воевали и погибли.

В 1956 году вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР №685 «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», что способствовало переходу цыган к оседлому образу жизни. За неподчинение указу грозило 5 лет ссылки с исправительно-трудовыми работами.

В настоящее время цыгане в Самарской области живут оседло: относительно крупные компактные поселения цыган существуют на окраинах городов Самары (Зубчаниновка, Яицкое), Сызрани и Чапаевска (Владимирский). Цыгане расселены дисперсно по всем районам области. Цыганское население неоднородно по своему составу: в религиозном плане они делятся на цыган-христиан («русска рома») и цыган-мусульман («крымы», «оглы»). В отношениях между ними существует постоянное напряжение, которое время от времени перерастает в открытую вражду.

До настоящего времени общими характеристиками цыганского населения являются: замкнутость внутри общины, рода, деление людей на «своих» и «чужих»; дистанцирование от власти, стремление решать все проблемы традиционными общинными методами в своем кругу; пренебрежение образованием (детей отдают в школу на 2-3 года); сохранение традиционной культуры.

Типы поселений. В застройке цыганского табора прослеживается этническая специфика. Сохраняется беспорядочная застройка, когда дома ставятся в произвольном порядке как друг к другу, так и относительно улицы. Такая планировка повторяет традиционное расположение цыганских палаток. Дома не имеют двора, нет здесь и других хозяйственных построек. Результатом распространения оседлости серди цыган стало поселение их в пригородах больших городов в соответствии с местными традициями.

Типы жилья. Основным видом жилья цыган при кочевках являлись палатки. У входа в палатку-шатер, возле высокого шеста, ставили железную печку (буржуйку), трубу которой выводили в отверстие у шеста. На противоположной от входа стене размещали иконы. На стене развешивали ковер, иногда ковры были и по боковым сторонам палатки. Ставили небольшой стол. Для трапезы обычно рассаживались на полу, скрестив ноги по-турецки. Пища готовилась либо на костре вне палатки, либо на железной печке внутри нее. Если в семье был ребенок, к центральному горизонтальному шесту подвешивали детскую зыбку. Спать ложились на полу. Отдельное место в палатке отводили молодоженам. Их укладывали спать у входа в палатку и отделяли палатки занавеской. Считалось, что свекор со свекровью не должны были видеть постель молодых, поэтому молодожены ложились последними, а вставали первыми. При переезде перины, подушки, постель, другие предметы быта складывались в большие мешки (пучоко). Жерди основы палатки крепили к кибитке, укладывали на машины

В 1950-60-е годы традиционные палатки использовались только в качестве летнего жилища. Климатические условия России в зимний период заставляли молдавских цыган, так же как и русских цыган, нанимать квартиры, устраиваться на постой в колхозные бараки.

Традиционным транспортным средством была кибитка или бричка (урдон). Кибитки были двух видов: открытые и закрытые - с матерчатым полукруглым верхом. При переезде в кибитку укладывался весь домашний скарб, с внешней стороны закреплялись жерди, составлявшие основу цыганской палатки. В кибитку, как правило, запрягали пару лошадей.

Наряду с кочевыми цыганами существовали оседлые группы. Их постоянное жильё отличается друг от друга в зависимости от региона.

Современным вариантом жилища являются дома, построенные из бруса или кирпича. Обычный дом представляет собой сруб из бруса с двускатной крышей. В домах обычно нет крыльца и сеней, с улицы сразу попадаешь в жилое помещение.

В четырёх стенах цыгане ещё долго сохраняли некоторые черты кочевого уклада. Кровать в их домах поначалу служила лишь для того, чтобы днём сложить на неё перины и подушки - ночью же всё это стелилось на полу. Во дворе устраивался глинобитный очаг для приготовления пищи. Цыганам было привычнее готовить еду под открытым небом.

В настоящее время цыгане России строят дома, которые выделяются в русских посёлках своими размерами и добротностью постройки. Основной особенностью цыганского дома является наличие специального, очень большого помещения, возведённого часто в ущерб другим помещениям, называемого «залой». Зала нужна для вмещения большого количества гостей, предполагаемых в случае какого-либо праздника: семейного сбора, свадьбы, дня рождения. Обычно на такие праздники приглашаются все географически досягаемые родственники. Это помогает поддерживать контакт внутри большой семьи.

Традиционное хозяйство и промыслы. Традиционные хозяйственные занятия и кочевой образ жизни не позволяли цыганам заниматься земледелием, огородничеством, разводить скот. Основным занятием цыган является торговля, есть ремесленники, гадалки и представители других специальностей.

Традиционные хозяйственные занятия заметно отличают одну этнографическую группу цыган от другой. Цыгане этнографической группы кэлдэрары известны как ремесленники - мастера по изготовлению котлов, лудильщики, кузнецы. Цыганское ремесло было востребовано во многих странах, где проживали цыгане-ремесленники. Мобильность таборов, ориентация на сельских жителей, которые всегда больше нуждались в этих товарах, позволяли им находить свою нишу в экономической системе.

Традиционным женским занятием до настоящего времени остается гадание.

В 30-е годы XX века власти пытались объединить цыган в трудовые артели и даже специально создавали цыганские колхозы. В Самарской области такой колхоз был организован недалеко от села Богдановка Кинельского района в 1931 году (современный Аул Казахский). Всего в России к 1938 году было 52 цыганских колхоза, которые объединили от 2 до 5% общего числа цыган. Но они либо оказались нежизнеспособными и распались, либо были уничтожены во время фашистской оккупации.