Многонациональный Самарский край

Традиции и обычаи

23.09.06 15_лет_организацииПраздники и обряды. Самарские немцы трепетно сохраняли обычаи своей прародины, но вместе с тем привнесли в них и обычаи новой родины - России.

Празднование Пасхи – Ostern своими корнями уходит в языческие времена, когда этот праздник означал окончание зимы, пробуждение новой жизни. К празднику готовились заранее: проращивали зерна овса или пшеницы, красили яйца. Яйца в корзине с зеленью были символом будущего хорошего урожая. Основными блюдами пасхальных дней были свинина, капустные блюда, сладкий пирог - кухе, крепль (хворост) и т.д. В пасхальное утро дети католиков и лютеран старались встать пораньше, чтобы увидеть пасхального зайца (Osternhase), посмотреть, что он положил в качестве подарка в специальное место - гнездышко. «Гнездо» готовилось за несколько недель: в специальном горшке засевался овес и из всходов вечером накануне праздника формировалось круглое по «гнездо». Дети от 3 до 13 лет посещали близких, знакомых, собирая подарки (это называлось «ходить за зайцем»).

Днем торжества весны был праздник Троицы - Pfingsten. К этому дню дом тщательно убирался и украшался зеленью. Парни ставили перед домом любимой девушки срубленную в лесу распустившуюся березку. Этот праздник также связывали с заботой об урожае, совершался обход полей с молитвами о плодородии.

Далее следовал День Иоганна Крестителя. С этого времени начинался сенокос и подготовка земли «под пар». В настоящее время этот праздник не связан напрямую с ходом сельскохозяйственных работ. Это, скорее, праздник молодежи, сохранивший многие древние обычаи. Молодежь водит хороводы вокруг костра, поет песни, танцует. Девушки плетут венки и гадают, выясняя свое будущее.

Не менее интересен Erntedankftst – осенний праздник благодарения за урожай. Вся деревня собирается вместе: освящают плоды, устраивают коллективное застолье. Осень также традиционно была временем свадеб – Hochzeit («высокое время»)

Главным зимним праздником является Рождество. Ему предшествует четырехнедельный пост - адвент. Подготовку к Рождеству начинают заранее, стараясь к празднику закончить всю работу по дому. В праздничные же дни любой вид трудовой деятельности запрещен. Для празднования Рождества вся семья должна собраться вместе. Елку украшают игрушками, сладостями, гирляндами огней. Жилище украшают зелеными цветками лиственных деревьев (веточки с почками еще в начале декабря ставят в воду, чтобы они заранее распустились). Этот древний обычай существовал задолго до того, как стали использовать ель.

В рождественский вечер вся семья садится за праздничный стол. По поверью, если «святой ужин» - heilige Mahl будет обильным и сытным, то таким же будет и наступающий новый год. Традиционным для ужина является набор из 7 или 9 блюд. Предпочтение отдается блюдам, несущим в себе зародыш жизни: рыбе, яйцам, гороху, бобам, готовят свинину или специально откормленного гуся. Обязательно подают квашеную капусту (по поверью, это дает здоровье на весь год).

Одним из непременных элементов празднования Рождества является хождение ряженых по деревне. Главные персонажи – Пельцникель (в некоторых поселениях Heiluge Petrus – святой Пётр): мужчина в вывернутой наизнанку шубе или вымазанный до неузнаваемости сажей, обвязанный цепями и металлическими предметами, которые как бы отпугивают злых духов и которую должны кусать «непослушные дети», и девушка в белой одежде – Кристкинде («Дитя Христос»), в веночке. Они ходят с подарками по домам, где есть маленькие дети, веселят народ.