Многонациональный Самарский край

Историко-этнографический очерк

ТАДЖИКИ

В Самарской области проживает 7 195 человек (2010 год)

Самоназвание – тоджик.

Численность и расселение. Общая численность – около 20 млн. человек. Основное население Таджикистана (6,3 млн. человек). Проживают в Афганистане (8,0 млн. человек), Узбекистане, Пакистане и других странах. В Российской Федерации живут 200,0 тысяч таджиков.

0007Антропологический тип – памиро-ферганская раса большой европеоидной расы.

Родной язык – таджикский, дари. Принадлежит к иранской ветви индо-иранских языков индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе арабской и русской графики.

Традиционная религия – ислам, преимущественно суннитского толка, таджики-памирцы являются мусульманами исмаилитами.

Этнические группы – северные и южные таджики, горно-бадахшанцы.

Этногенез и история заселения Самарской области.

Предками современных таджиков являются оседлые земледельцы - бакрийцы, согдийцьи, древние жители Ферганской долины, а также кочевые племена саков, обитавшие на Памире. Эта земля входила в созданное персами Ахеменидское государство, а с 330 г. до н.э. в империю Александра Македонского. Формирование таджикского этноса завершилось в IХ-Х вв., в рамках империи Сасанидов.

Во второй половине ХIХ - начале ХХ века северные таджики вошли в состав России. В 1924 образована Таджикская АССР, в 1929 преобразованная в Таджикскую ССР, с 1991 - независимая Республика Таджикистан.

Консолидация нации у таджиков не завершилась и к концу XX века, в Таджикистане продолжаются этнические процессы ассимиляции таджиками памирских народов и ягнобцев.

Первая волна таджикских мигрантов появилась в Самаре в 1970-е годы; сюда они приезжали учиться в Самарский педагогический институт по направлению руководства Советского Таджикистана, а возвращались на родину учителями математики, русского языка и литературы. Те, кто по семейным или иным обстоятельствам остались в Самаре, сегодня являются авторитетными лидерами таджикской общины. Среди них есть преподаватели самарских вузов, руководители строительных организаций.

После распада СССР в Таджикистане вспыхнула гражданская война; после ее завершения многие бежали от политических преследований в Россию, в западные страны. Эта категория таджиков-беженцев смогла в кратчайшие сроки встать на путь интеграции в самарское сообщество, многие из них своевременно оформили гражданство, вид на жительство.

Трудовые мигранты последних лет являются наиболее бесправными, они плохо знают русский язык. Бесправные таджикские мигранты работодателями часто используются в качестве низкооплачиваемой рабочей силы. В силу социальной пассивности, низкого образовательного уровня, плохого знания русского языка и безвыходного положения, таджики - выходцы из многодетных, бедных семей, чаще всего подвергаются унижениям и дискриминации.

Типы поселений. В Самарской области не сложились сельские поселения таджиков, в архитектуре городов также не прослеживается влияние таджикской культуры.

Традиционные селения компактные, тесно застроенные, с лабиринтом кривых улиц и тупиков, с выходящими в них глухими стенами домов и заборов — дувалов.

Типы жилья. Дома в основном глинобитные (в горных районах и каменные постройки), с плоской крышей, иногда с террасой (айвон). Жилище делилось на мужскую и женскую половины: в женскую — внутренняя часть дома — посторонние не допускались. Характерна особая комната для гостей (мехмонхона): пол в ней застилается кошмами, хлопчатобумажными и шерстяными паласами, коврами, на которых по периметру помещения раскладывают длинные узкие стёганые одеяла для сидения (курпача), в центре — скатерть (дастархан). Стены украшают вышивкой (сюзани), коврами. У равнинных таджиков стенные ниши по традиции часто выполняют функции шкафов.

Прокудин Горский_Торговец_материями_Самарсканд_1911_рестТрадиционное хозяйство и промыслы. Исконным занятием таджиков было пашенное земледелие в сочетании со скотоводством. В равнинных, горных и высокогорных (Западный Памир) районах применялось искусственное орошение. Выращивались главным образом зерновые (злаковые и бобовые), садовые культуры, хлопчатник (на равнине), на землях, расположенных выше, — просо, ячмень, огородные и бахчевые культуры, плодовые. В земледелии использовались кетмени и пахотные орудия типа рала (омоч, испор), тягловой силой служила пара волов.

Скотоводство в сельском хозяйстве равнинных районов играло вспомогательную роль (крупный рогатый скот, в небольшом количестве лошади, ослы, овцы и козы). Для горных таджиков скотоводство составляло более существенную отрасль хозяйства. Оно было основано на вертикальном кочевании. Летом скот перегоняли на горные луга и часть жителей переселялась туда для пастьбы, но основное население оставалось в кишлаке. На летовках в горах были обычны своеобразные женские товарищества (наубати шир, пейвоз) по сливу молока: объединявшиеся в такую артель женщины поочерёдно получали весь удой всего стада для заготовления впрок масла, сыра и т. п.

У равнинных таджиков издавна были развиты различные ремёсла — изготовление хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных и суконных тканей (ткали мужчины), ювелирное искусство, гончарное и др.; многие из ремёсел имели древние традиции (резьба по дереву и ганчу, декоративная вышивка и др.). У горных таджиков товарное значение получили изготовление шерстяных тканей (мужчины), вязание и вышивка (женщины).